На СРО строителей может быть возложена субсидиарная ответственность за своих членов
Минстрой предложил ужесточить правила их работыМинстрой предлагает ужесточить контроль за саморегулируемыми организациями (СРО). Проект поправок в Градостроительный кодекс будет сегодня внесен Минстроем в правительство, рассказал представитель ведомства.
Минстрой предлагает ввести субсидиарную ответственность СРО за неисполнение застройщиками обязательств по договорам, которые заключены на основе конкурсов. Сейчас СРО отвечают только за вред третьим лицам, рассказывает сотрудник Минстроя. Если подрядчик выиграл конкурс, а потом исчез, «то СРО только разводит руками». «Теперь мы обостряем конфликт интересов: СРО будет заинтересована, чтобы застройщик все достроил, иначе ей придется расплачиваться своими деньгами», – говорит сотрудник Минстроя. СРО будет отвечать за такие объекты по решению суда.
140 000 строителей
По данным Минстроя, на рынке работают 508 СРО, которые входят в два объединения: Национальное объединение проектировщиков и изыскателей и Национальное объединение строителей. По данным Российского союза строителей, в сфере строительства работает около 140 000 организаций.
Другая мера – контроль за использованием компенсационного фонда. Правительство определит, в каких банках могут размещать средства СРО, в какие инструменты вкладывать (критерии еще не определены). Кроме того, Минстрой разрабатывает механизм контроля за финансовой деятельностью СРО.
После отмены лицензирования с 2009 г. членство в СРО – обязательное условие для работы на строительном рынке. Стоит оно 0,5 млн руб. плюс 200 000 руб. за допуск к работам. Компенсационный фонд всех российских строительных СРО превышает 70 млрд руб.
Сейчас СРО могут разместить эти деньги в любом российском банке. У ЦБ были претензии: деньги разместили в «карманном» банке, а он лопнул, рассказывает сотрудник Минстроя. По его словам, не исключено, что СРО разрешат инвестировать в бумаги Агентства жилищного развития (появится после слияния Фонда РЖС и АИЖК).
Объединения СРО не состоялись как институт, заявлял недавно вице-премьер Дмитрий Козак: «По-прежнему неясно, как расходуются их компенсационные фонды и выдаются допуски СРО». Система работает неэффективно, необходимо усилить ответственность СРО, соглашается заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин. «За некачественную работу подрядчика сегодня никто не отвечает. За все время работы СРО мы, например, не получили финансового обеспечения ни по одному проблемному объекту», – отмечает он.
Прозрачности и порядка пока недостаточно, признает владелец корпорации «Баркли» Леонид Казинец, участвовавший в разработке закона о СРО: генподрядные компании демпингуют на конкурсах, а при предъявлении претензий банкротятся. Нужна прямая ответственность, настаивает он: если есть исполнительный лист и подрядчик не расплатился, то автоматически должен платить фонд. СРО не занимается компанией после уплаты взносов, «система СРО сегодня – это фикция», комментирует руководитель комитета по строительству «Деловой России» Юрий Чернявский. После введения субсидиарной ответственности СРО не будет все равно, кого принять в свои ряды, уменьшится количество недобросовестных застройщиков, считает он. Станет меньше и самих СРО, многие из которых созданы только для торговли допусками, говорит крупный застройщик.
Если и эти меры не заработают к концу года, возможен возврат к лицензированию, не исключает министр строительства Михаил Мень. Лицензии не создают систему финансовой ответственности: государство не будет покрывать финансовые риски, скептичен Казинец. Лицензии точно так же продавались на рынке, напоминает он.