Игорь Шувалов предложил «мораторий на ухудшения»

Без доверия к экономической политике правительства не удастся запустить рост экономики
Правительство рассчитывает восстановить доверие к своей политике
Правительство рассчитывает восстановить доверие к своей политике / Е. Разумный / Ведомости

Вывести экономику из стагнации, которая грозит продлиться многие годы, можно только за счет стимулирования частных инвестиций, а для этого надо пересмотреть подходы к госрегулированию и позаботиться о доверии локальных инвесторов к экономической политике, обсудили условия возвращения экономики к росту участники пленарной сессии форума Московской биржи. Сейчас правительство из-за резко изменившихся в 2014 г. макроэкономических и внешнеполитических условий готовит новую версию своей «масштабной дорожной карты» – «Основные направления деятельности правительства», куда отдельным большим блоком будут включены структурные преобразования, придал обсуждению практическую направленность первый вице-премьер Игорь Шувалов: «У нас есть [еще] год-полтора для самых активных действий».

Чтобы успешно провести реформы, сначала нужно реформировать саму систему управления, иначе все закончится ничем, призвал начать строительство с фундамента президент Сбербанка Герман Греф. Сейчас функции госаппарата либо избыточны, либо недостаточны – например, кадровое управление хуже, чем даже в советское время, хотя с тех пор теория менеджмента ушла далеко вперед. Поэтому самая эффективная реформа, на которую стоит потратить и усилия, и время, – это реформа госуправления, убежден он: она одна способна повысить темпы экономического роста на 1,5 п. п. Помимо разделения полномочий между органами и уровнями власти, перехода к принципам регулярного менеджмента нужно изменить саму парадигму госуправления, считает Греф: «Ввести понимание, что государство оказывает услуги гражданам, что граждане – клиенты системы». После этого можно проводить и другие реформы – социальные, финансовые и экономические.

Игорь Шувалов
Первый вице-премьер

Нужно определенную дистанцию прожить, когда мы не ухудшаем положение инвесторов, когда фактор доверия становится более крепким и все понимают: «Русские – с ними можно иметь дело». Есть сложности, понятно <...> но есть и возможности. Фактор доверия сейчас для нас всех должен быть основной задачей.

С одной стороны, запрос на изменения есть, с другой – те, кто еще недавно требовал изменения правил, теперь говорят: «Умерьте свой регуляторный зуд, перестаньте принимать в таком количестве законодательства и нормативные акты, мы не успеваем со всем этим даже ознакомиться», рассказал Шувалов. Нужно сосредоточиться на главном, одобрил он проектный подход Грефа, но с его приоритетом не согласился. Главный вопрос – справедливое правосудие, продолжал Шувалов, по его мнению, сейчас всеми дорожными картами, улучшением таможенных процедур, налогового администрирования, упрощением лицензирования подменяется главное – способность добиться справедливого судебного решения и справедливое отношение правоохранительных органов к гражданам.

«Капиталов нам не нужно, и нечего церемониться с капиталистами», – зачитал модератор, ректор РАНХиГС Владимир Мау цитату генерала Скобелева, поинтересовавшись у спикеров, кажется ли она им актуальной. Продолжающийся спад инвестиций – это отложенный рост, фактически продление рецессии, для возобновления роста институционально важны частные инвестиции, а отношение к ним всегда было неоднозначным, пояснил он. Инвестиции – это ключевой вопрос для создания долгосрочного устойчивого роста, согласилась председатель ЦБ Эльвира Набиуллина: спад инвестиций часто связывают с высокой ставкой, но чрезмерная долговая нагрузка может быть не только стимулом, но и тормозом роста экономики, привела она в пример потребкредитование. Главный источник инвестиций – долгосрочные сбережения граждан. «Это принципиальный ресурс, без задействования которого долгосрочного роста в стране просто не будет», – сказала Набиуллина. Но если по стандартам потребления россияне мало уступают жителям развитых стран, то структура сбережений остается примитивной: краткосрочные депозиты, валюта и недвижимость. Нужно позаботиться о том, чтобы у граждан появилось доверие к долгосрочным сбережениям, заметила она: «Это ключевая вещь, если мы хотим, чтобы инвестиции были не только государственными, но и частными». Поэтому критически важно сохранить обязательные пенсионные накопления, убеждена Набиуллина: за это проголосовало более 30 млн человек – более 50% имеющих на это право. Развитие пенсионных накоплений – это способ повысить доверие к экономической политике, тогда как их отмена это доверие подорвет, предупредила она: «А инвестиции идут вслед за доверием, а не наоборот».

Набиуллину поддержал Греф, призвав социальный блок правительства, требующий отменить накопительную часть пенсии, быть ответственными: «Большая просьба <...> проявить себя как государственные мужи, не руководствоваться сиюминутными интересами ликвидировать дырку в бюджете, тем самым создав громадные долгосрочные макроэкономические последствия». Из 34 стран ОЭСР только шесть имеют значимые добровольные накопления, серьезно поддерживаемые государством, сравнил он. Аргументы социального блока справедливые и стройные, вступился Шувалов, – просто министр труда и социальный вице-премьер забывают, для чего создавался накопительный элемент, – для обеспечения достойной пенсии, напомнил он: «Они в этой дискуссии не участвовали. Я тогда был помощником президента, докладывал этот вопрос президенту». Даже стройные аргументы все-таки нельзя отрывать от основ, заметил он, согласившись с Набиуллиной. Для повышения доверия не нужно делать того, что его подрывает, заключил Шувалов: для госуправления сейчас главное – не навредить, нужен мораторий на ухудшения. «Должно быть жесткое сито – не делай ничего, чт​о может ухудшить ситуацию, подрывая доверие», – сказал Шувалов. Усердие все побеждает, иногда усердие побеждает рассудок, а вожжи держать легче, чем бразды правления, зачитал цитаты из Козьмы Пруткова об инвестиционном климате Мау, подводя итоги: «Не все стриги, что растет».