«Даже у крупных компаний есть проблемы в сфере климата и устойчивого развития»

В Москве прошел круглый стол на тему «Климатическая повестка: роль технологий в развитии коммуникаций». Инициаторами мероприятия выступили коммуникационное агентство «Главный советник» и Ассоциация менеджеров России.

На круглом столе было представлено исследование Института стратегических коммуникаций и социальных проектов («Инстратком»). Авторы работы выполнили мониторинг мирового и российского информационного полей по тематикам климата и устойчивого развития и выявили основные тренды в рамках этих тематик в 2022 году.

Российские компании в настоящий момент ведут деятельность в рамках зеленой повестки, однако единой государственной климатической стратегии до сих пор нет, отметил коммерческий директор коммуникационного агентства «Главный Советник» Александр Писаревский.

«В странах Запада, чтобы сформировать повестку в обществе, существуют общества и альянсы, которые занимаются вопросами климата. В США насчитывается 154 таких организаций, в ЕС – 117, в России в настоящий момент их всего три. Определенные подвижки в рамках регуляции климата в нашей стране есть, однако тех скоростей, которые отечественный бизнес мог бы достичь в рамках законодательного регулирования, пока нет», – отметил Александр Писаревский.

Анализ выраженности климатической повестки в инфопространстве России и западных стран показал, что чаще всего она фигурирует в США, на втором месте – страны Евросоюза, на третьем – Великобритания, сообщила заместитель генерального директора «Инстраткома» Екатерина Коварина.

«В разрезе климатической тематики страна-лидер по количеству упоминаний в СМИ – США, на втором месте – Великобритания, Россия занимает девятое место вместе с Нидерландами. Мы считаем, что у нас есть большой потенциал роста – Россия может быть трендсеттером климатической повестки», – сообщила Екатерина Коварина.

По данным исследования «Инстраткома», позитивная тенденция уже набирает обороты. За 2021 год Россия в 2,5 раза увеличила число публикаций на темы климата, углеродного следа и устойчивого развития. Аналогичную по объемам позитивную динамику за прошедший год продемонстрировали только США.

При этом в разрезе площадок, которые транслируют информацию, социальные сети и мессенджеры практически сравнялись с традиционными СМИ, отметила Коварина. Свыше 40% климатической повестки приходится на средства массовой информации, однако на социальные сети и мессенджеры приходится 38% публикуемых материалов.  «Это свидетельствует, что люди вовлечены в обсуждение вопросов, им интересны эти темы», – подчеркнула Коварина.

Эксперты отметили недостаток информированности граждан в области экологии. «Сейчас дискуссии о проблематике в сфере климата и ESG носят, скорее, элитарный характер, до широких слоев населения доходят только популистские единичные темы», — отметила директор по устойчивому развитию РУСАЛа Ирина Бахтина. 

«К примеру, журналисты порой плавают в технологических аспектах повестки устойчивого развития. Всю фактуру можно найти, проанализировать и задать правильные вопросы. Но, к сожалению, этого не происходит. При этом, в отрасли накоплен 15-летний объем данных. Для того, чтобы государство четче понимало, как нас в этом вопросе поддержать, важны данные: их сбор, обработка, анализ и моделирование, чтобы мы вместе обдумывали новые решения и вместе шли вперед», – сказала Ирина Бахтина.

Между тем, россияне готовы не просто воспринимать информацию о климате в России, но и предпринимать конкретные шаги для его улучшения, отметила первый заместитель начальника управления заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Мария Дерунова.

«Москва стала шестым городом в мире, который выпустил зеленые облигации. Несмотря на традиционный скепсис россиян к подобным финансовым инструментам, мы увидели огромный интерес к этим облигациям. Хотя наш зеленый выпуск был предназначен в первую очередь для профессиональных инвесторов, бумаги на сумму в 700 млн руб. выкупили физлица», – уточнила эксперт.

Первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров России Вадим Ковалев отметил необходимость стабильного межотраслевого информационного диалога. «Сейчас даже у крупных компаний есть большие проблемы в сфере климата и устойчивого развития, с которыми они сталкиваются в своей ежедневной повестке. Однако обсуждение этих проблем идет преимущественно в рамках разовых деловых мероприятий, круглых столов и форумов. Необходимо заложить системные основы для коммуникационного процесса, и мы надеемся, что этот круглый стол станет первым из множества российских мероприятий по вопросам климата», – резюмировал Вадим Ковалев.