Gunvor продал 74% «Усть-Луги ойл» структурам Андрея Бокарева
Нефтетрейдер останется собственником 26% акций «Усть-Луги ойл» и сохранит представительство в совете директоровТорнквист в июне сообщал, что Gunvor находится в довольно продвинутой стадии переговоров по продаже "Усть-Луги ойл", при этом трейдер хочет оставить себе миноритарную долю. В прошлом году после выхода из капитала нефтетрейдера Геннадия Тимченко руководство Gunvor сообщило о намерении продать российские активы – помимо «Усть-Луги ойл» это 50% в Невской трубопроводной компании (НТК, нефтяной терминал в порту Усть-Луга, к нему выходит трубопровод БТС-2), 50% в Новороссийском мазутном терминале и доля в угледобывающей компании «Колмар». В апреле Gunvor сообщила о продаже доли в последней структурам совладельца УГМК и «Трансмашхолдинга» Андрея Бокарева. Долю нефтетрейдера в НТК планирует купить структура Газпромбанка «Трейдскан консалтантс лимитед». Структура банка планирует увеличить свою долю в нем до 74%.
Трейдер Gunvor продал 74% «Усть-Луги ойл» (управляет нефтепродуктовым терминалом в порту Усть-Луга) структуре Андрея Бокарева, сообщил Gunvor. Финансовая сторона сделки не раскрывается.
Представитель Андрея Бокарева пока не ответил на запрос "Ведомостей". В сообщении Gunvor подчеркивается, что для Бокарева покупка «Усть-Луги ойл» – расширение присутствия на российском логистическом рынке.
«Наличие крупного независимого российского партнера гарантирует доступ к услугам экспортного терминала всей нефтяной индустрии России», – говорит владелец и президент Gunvor Торбьорн Торнквист.
Известно, что в апреле структура Бокарева Mokara купила долю Gunvor в размере 30% в якутской угледобывающей компании "Колмар". Бизнесмен вместе с Искандером Махмудовым также владеет 13% в железнодорожном операторе «Трансойл» (еще 7% оператора принадлежит Андрею Филатову, а 80% - Геннадию Тимченко). «Трансойл» в прошлом году купил 25% компании, которая предоставляет услуги локомотивной тяги в порту Усть-Луга. Сам оператор - один из крупнейших собственников локомотивов (их у него 43).
Покупка терминала в Усть-Луге - логичная для «Трансойла» попытка замкнуть логистическую цепочку и быть более конкурентоспособным за счет предсквозной ставки на перевозку по железной дороге и перевалку, полагает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.
Ранее сообщалось, что "Трансойл" планирует создать центр обслуживания вагонов в порту Усть-Луга стоимостью до 6 млрд руб. Проект рассматривается с точки зрения оптимизации перевозки нефтепродуктов и максимально эффективного использования подвижного состава и инфраструктуры РЖД, нацеленных на улучшение логистики порожних и груженых вагонопотоков, объяснял суть гендиректор "Трансойла" Владимир Соколов.
Gunvor – основной клиент «Усть-Луги ойл». В 2014 г. его структура заключила несколько контрактов сроком действия до 31 декабря 2015 г. с терминалом: на перевалку до 20 млн т темных нефтепродуктов (стоимость – $290 млн), 4 млн т светлых нефтепродуктов (за $50 млн) и 6,9 млн т газового конденсата «Новатэка» (за $54,5 млн).
Нефтетрейдер получил от «Усть-Луги ойл» в 2014 г. 3,3 млрд руб. в виде дивидендов, говорится в отчете за 2014 г. оператора терминала. Из них 1,7 млрд руб. – часть нераспределенной прибыли за 2009–2012 гг. (2,7 млрд руб. осталось в нераспределенной прибыли). В 2013 г. Gunvor получила от «Усть-Луги ойл» лишь 766 млн руб. в виде дивидендов за девять месяцев 2013 г. За 2012 г. дивиденды не выплачивались. Информацию о выплате дивидендов до 2012 г. компания не раскрывает.
Gunvor принадлежит и половина Новороссийского мазутного терминала (НМТ). Нашел ли трейдер на него покупателя, непонятно. Представитель трейдера от комментариев отказался. Партнер Gunvor по НМТ - Новороссийский морской торговый порт (НМТП, принадлежит структуре «Суммы» и «Транснефти») отказался от преимущественного права выкупа доли в терминале, говорил ранее гендиректор НМТП Султан Батов.