«Рост обязательно будет, для нас это стратегический императив»
Президент НЛМК Олег Багрин рассказывает о стратегии крупнейшего в России производителя стали, о приходе IT в металлургию и объясняет, почему не нужно объединяться с МагниткойК команде владельца Первой грузовой компании и НЛМК Владимира Лисина нынешний президент металлургической компании Олег Багрин присоединился 15 лет назад. Он проводил сделку по продаже 5% «Норникеля» в 2004 г., на следующий год вывел НЛМК на IPO, а в 2010 г. начал участвовать в стратегическом планировании. В 2008–2012 гг. НЛМК инвестировал в развитие $8 млрд, и в 2014 г. компания приняла новую стратегию, в которой сфокусировалась на эффективности. По словам Багрина, ему потребовалась «серьезно перестроить компанию» и «сломать много барьеров». Он рассказал «Ведомостям» о предварительных итогах стратегии и о том, как она изменится, о внедрении в металлургию информационных технологий и об особенностях консолидации в отрасли.
– Я бы не говорил о пересмотре установок. Вертикальная интеграция в ключевые виды ресурсов всегда была частью нашей стратегии. Если, конечно, это эффективная интеграция – не просто контролировать ресурсы, а производить то, что необходимо для металлургической части группы, и дешевле, чем можно купить на рынке. В этом была логика приобретения и развития Стойленского ГОКа. Что касается внимания к ресурсной базе сейчас, то давайте вспомним, что НЛМК за короткий срок почти удвоил производство стали – с 9 млн т в 2007 г. до 17 млн т сегодня. А железорудные активы отстали. Проекты текущего этапа стратегии позволили нам компенсировать это отставание. Мы добавили 2 млн т производства железорудного концентрата и построили с нуля фабрику на 6 млн т окатышей. Таким образом, полностью замкнулась основная технологическая цепочка группы.
Промежуточные итоги
– За четыре года мы реализовали более сотни инвестиционных проектов и около 2500 проектов операционной эффективности. По итогам 2016 г. суммарный эффект всех этих проектов в EBITDA – около $550 млн, из которых операционная эффективность дает около $400 млн.
– Те $550 млн, которые я назвал, – это полностью созданный нами эффект, очищенный от любых рыночных и курсовых факторов. Есть расхожее мнение, что отрасль сильно выиграла от девальвации. Но если внимательно посмотреть, то эффект девальвации полностью отыгрывается в течение 6–9 месяцев. Почти три четверти наших затрат – железная руда, уголь, ферросплавы, легирующие материалы, огнеупоры и т. д. – это либо валютные статьи, либо статьи, привязанные к мировым ценам. Россия – часть глобального рынка, поэтому после девальвации цены этих ресурсов достаточно быстро восстанавливаются до экспортных паритетов.