«Versace по-прежнему находится в инвестиционной фазе»
Гендиректор Gianni Versace Джан Джакомо Феррарис рассказывает, за счет чего итальянская марка продолжает увеличивать продажиЛюбимое слово гендиректора Gianni Versace Джана Джакомо Феррариса – «дисциплина». Это слово дипломированный специалист по текстилю, пришедший в Versace в 2009 г. с задачей вернуть компанию к прибыльности, повторяет с завидным постоянством: для семейных компаний дисциплина – один из главных критериев успеха. С первоначальной задачей Феррарис успешно справился: Gianni Versace вновь зарабатывает с 2011 г. За прошлый год, несмотря на замедление экономики Китая, продажи Gianni Versace выросли на 17,5% до 645 млн евро, EBITDA увеличилась на 19,9% до 81 млн евро.
После гибели основателя бренда Джанни Версаче контроль над компанией перешел к его племяннице Аллегре, сестре Донателле и брату Санто (50, 20 и 30% соответственно). Два года назад члены семьи Версаче продали 20% Gianni Versace SpA инвестфонду Blackstone за 210 млн евро. Деньги пошли на расширение бизнеса и подготовку компании к размещению на бирже (члены семьи хотят продать часть акций, сохранив контроль над компанией, говорил ранее Феррарис «Ведомостям»). О том, как идет этот процесс, гендиректор Gianni Versace SpA рассказал, вновь встретившись с корреспондентом «Ведомостей» на часовой и ювелирной выставке Baselworld.
Джан Джакомо Феррарис
Действительно, 2015 год оказался для нас еще лучше, чем 2014-й. И в нашем светлом будущем я также уверен. Потому что Versace – это бренд с глобальной узнаваемостью, но который до сих пор недоразвит по сравнению с нашими основными конкурентами на таких зрелых рынках, как Европа, США и Азия. У нас 130 отдельно стоящих бутиков под собственным управлением, в то время как у наших конкурентов – по 400. И мы по-прежнему малоактивны на таких ключевых рынках, как Япония и Корея, а для наших конкурентов это, как правило, третий рынок сбыта, который дает им от 9 до 16% продаж. В ноябре прошлого года мы сделали серьезные инвестиции в наш флагманский магазин Versace в Токио, а теперь продолжаем подпитывать рынок маркетинговыми и рекламными акциями. Мы также инвестировали в флагманский магазин Versus в токийском районе Аояма и в бутик Versace Home в районе Гинза. И мы продолжим открывать магазины в Японии. Это то, что я называю устойчивостью Versace.
Рост, который Versace демонстрирует на протяжении последних шести лет начиная с 2009 г., отражает ту силу бренда, которая была заложена его основателем Джанни Версаче. Но он также стал возможен благодаря г-же Донателле Версаче, которая смогла перенести идеи, заложенные Джанни, в сегодняшний день. Многим знаменитым компаниям пришлось пережить проблемы, связанные со сменой лидерства. К счастью, в нашем случае этого не произошло, и это для нас фундаментально. Наша стратегия – быть брендом модным, люксовым и создающим стиль жизни.
– Versace по-прежнему находится в инвестиционной фазе. В прошлом году мы открыли 22 новых магазина – не только отдельно стоящих, но и формата shop-in-shop. Мы растем и развиваемся в Европе, которая остается нашим крупнейшим рынком – 40–42% продаж. Азия (включая Австралию) дает нам 36–38% продаж, США – 17–18%. Япония и Корея, как я уже сказал, остаются для нас развивающимися и крайне перспективными рынками. Две наши важнейшие задачи на 2016 г. – экспансия в Японии и Корее, а также электронная коммерция.
Мы начали продавать в интернете на основе гибридного решения, но теперь шаг за шагом переходим к самостоятельному управлению электронной коммерцией: мы создаем собственную команду разработчиков, которая будет заниматься развитием нашего сайта, управлением клиентскими базами и проч.
– Мы начали с девяти стран. Сейчас в Западной Европе – практически везде, в том числе в местных валютах.
– За 2015 г. оборот электронной торговли у нас вырос на 31,2% и составил около 2% наших совокупных продаж. И это только прямые продажи. А мы также работаем через провайдеров, специализирующихся на торговле в интернете. Наша задача – продавать в интернете как можно больше, напрямую, но также и через партнеров.
Gianni Versace SpA
модный дом
акционеры: 80% – у семьи Версаче, 20% – у Blackstone.
финансовые показатели (2015 г.):
выручка – 645 млн евро (+17,5% к 2014 г.),
прибыль – 81 млн евро (+19,9% к 2014 г.).
– Когда мы начали шесть лет назад, я уже тогда видел большие перспективы интернет-торговли и предложил развивать ее в сотрудничестве с большой платформой электронной торговли. Это был вариант резко нарастить оптовые продажи. Мы подробно обсуждали это в компании, после чего все-таки решили развивать электронную торговлю самостоятельно, нарабатывать собственные ноу-хау – таким образом, чтобы дизайн, производство и дистрибуция продолжали оставаться в наших руках.
Когда мы говорим об электронной торговле, мы имеем в виду также и систему управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). К огромному сожалению, Versace ранее имела три разные системы дистрибуции в трех ключевых для себя регионах – в Европе, США и Азии. Теперь мы объединяем системы на единой платформе CRM. Ведь что происходило раньше: например, в Женеве вы могли числиться в нашей базе как Александр Губский, а в Милане – как Губский Александр, и система могла не идентифицировать вас как одного и того же человека.
Эта американская компания должна помочь нам почистить и структурировать наши базы данных. Сейчас, в эпоху глобализации, наш VIP-клиент может купить, скажем, сумку в Токио, а затем решить поменять ремешок в Лос-Анджелесе. Мы должны иметь возможность идентифицировать этого клиента, чтобы предложить ему соответствующий сервис. Поэтому мы сегодня много инвестируем, чтобы превратить наши региональные клиентские базы в одну глобальную, чтобы все говорили на одном языке.
Сейчас у нас по миру около 200 магазинов под собственным управлением (включая наш второй бренд Versus). В «старой жизни», если продавец уходил из магазина, он уносил с собой базу данных своих клиентов. Но это собственность и исключительная ценность компании! Поэтому создание единой глобальной базы данных наших клиентов – один из самых важных проектов, который мы сегодня реализуем. В разных странах мира местные законы по-разному трактуют, что есть «персональные данные», «частная жизнь» и проч. В США одни из самых либеральных законов на этот счет, поэтому мы начали с Америки. Наш региональный директор в США давно порывался создать общенациональную базу данных, и мы наконец разрешили ему сделать это – но с учетом того, что в будущем эта американская база данных станет частью нашей глобальной базы данных клиентов.
– Мы выбрали Blackstone не потому, что они предложили больше всего денег, а потому, что они разделяют наш взгляд на развитие и будущее Versace. Они профессионалы в финансах и в управлении, что означает дисциплину. Вы же знаете, как бывает в семейных компаниях: назначили совещание, потом передумали, отложили решение важных вопросов.
Мы встречаемся с Blackstonе каждый месяц. Они не вмешиваются в наши бизнес-решения, но участвуют в них, и это дает нам ту дисциплину, которая так необходима. Помимо финансовой помощи, которая позволяет нам быть независимыми от банков, что особенно ценно в нынешней ситуации волатильности и позволяет выстраивать средне- и долгосрочную стратегию.
– Не определились. [Для IPO] требуются соответствующие рыночные условия. Первостепенная задача – увеличить стоимость компании.
– У бренда Versace очень широкая линейка продуктов, включающая парфюмерию, часы, очки и проч. Создавая нашу стратегию в 2009 г., мы задумались: каковы наши главные продукты? Это одежда, обувь, аксессуары, но также и предметы интерьера и дизайн интерьеров – это было изначально заложено в философию бренда как создающего стиль жизни. Внутри компании существует студия, занимающаяся дизайном интерьеров и предметов интерьеров, которой руководит г-жа Донателла Версаче. Поэтому в прошлом году мы выкупили лицензию на производство тканей для мебели и интерьеров под брендом Versace, а с 1 января 2016 г. – также и на производство мебели, так что начиная с этого года мы производим мебель самостоятельно.
Но для собственного производства часов вам нужны профессионалы совсем иного рода, вам нужны культура производства швейцарских часов (а часы Versace сделаны в Швейцарии) и совсем иные бизнес-процессы и бизнес-модель. Часы, очки и парфюмерия – это те бизнесы, которые мы совершенно точно не будем интегрировать в компанию.
Но самый главный актив этой компании – это ее бренд. И мощь этого бренда мы будем поддерживать путем тщательных лицензионных соглашений. Наша компания-лицензиат Timex Luxury Division – это производитель часов, а дух Versace ей сообщает г-жа Донателла Версаче, в ведении которой – дизайн часов.
– Да нет, часы Versace – Swiss Made. Когда мы выбираем партнеров по лицензионному производству – в часах, очках или парфюмерии, – они должны быть лучшими в своих областях и разделять наши ценности, как Blackstone. Соглашение с Timex Group было подписано в 2001 г., и это партнерство рассчитано на долгие годы.
Третий столп Versace
В ноябре прошлого года в Дубае открылся отель Palazzo Versace Dubai. «Это было «мягкое» открытие, торжественное пройдет осенью этого года, – говорит Феррарис. – Palazzo Versace – это третий столп нашей стратегии, создающий стиль жизни: мы хотим дать нашим гостям 360-градусное ощущение того, что есть стиль и дух Versace».
Дизайн интерьеров и мебели для каждого из 215 номеров отеля, а также общественных зон Palazzo Versace Dubai выполнен Донателлой Версаче. Помимо отеля Palazzo Versace Dubai включает 169 жилых резиденций, которые также оформлены в традиционном стиле Versace. Отель в Дубае – второй в сети после Palazzo Versace Gold Coast в австралийском Квинсленде, третий отель строится в Макао.
– Это другая по сравнению с Palazzo Versace история. Palazzo Versace – это бренд. А проект с Damac – дополнительный бизнес. Девелоперская компания Damac – наш [давний] партнер, мы уже реализовали совместные проекты в Дубае, Ливане и ОАЭ, мы в них отвечаем за дизайн интерьеров. Основатель Damac Хусейн Саджвани рассказал нам о своем новом проекте в Лондоне – который не Англия, а интернациональный мегаполис. Нам этот проект показался очень важным и интересным, чтобы представить наш бренд и его дух в общих помещениях жилого комплекса – в лобби, спа и проч. Плюс, если резидент комплекса захочет иметь у себя в квартире дизайн и мебель от Versace, мы рады предоставить ему персонализированный сервис.
– Объять необъятное мы не можем. Сейчас у нас в разработке два проекта, но выбор конкретной команды мы пока не сделали.
– Нет. Время от времени нам надо менять маркетинговые цели. К сожалению, последние события в политике и экономике повлияли на покупательную способность россиян, но они по-прежнему обеспечивают нам очень значительную долю продаж. И наша заинтересованность в российском рынке остается неизменной. В настоящий момент мы не видим необходимости развивать наш бизнес в России самостоятельно и продолжаем делать это вместе с компанией «Джамилько». И у нас с «Джамилько» в работе новый проект, о котором мы должны объявить очень-очень скоро.