Анри Пупар-Лафарж: «Спешить с покупкой новых активов не будем»

Какие изменения ждут французский машиностроительный гигант Alstom, рассказывает его новый гендиректор Анри Пупар-Лафарж
Артем Коротаев/ ТАСС

Новый генеральный директор французского машиностроительного холдинга Alstom Анри Пупар-Лафарж готов к новым масштабным изменениям. Сектор дозрел до консолидации и Alstom готова к трансформации бизнеса, говорит Пупар-Лафарж в первом интервью в качестве гендиректора, данном FT. Недавняя сделка по продаже значительной части бизнеса американской корпорации General Electric (GE) сократила размеры Alstom. Однако Пупар-Лафарж уверяет FT, что в этом есть свои плюсы: «Сейчас надо пользоваться новыми преимуществами компании – гибкостью и маневренностью». Но министр экономики Франции Эммануэль Макрон подгоняет Alstom. Рост – вот главная задача для Alstom, заявил Макрон. Alstom эту задачу выполнить готова. Пупар-Лафарж говорит, что Alstom намерена сохранить свои крепкие позиции в производстве энергетического оборудования и железнодорожного транспорта и остаться в тройке мировых лидеров в этих сферах наряду с основными конкурентами – Siemens и Bombardier – за счет приобретения активов на европейском рынке. Текущая выручка позволяет покупать более мелких игроков. Европейский рынок сильно фрагментирован: компаниям одной отрасли нужно укрупняться, считает Пупар-Лафарж.

На пост генерального директора Alstom он был назначен в феврале. Но ситуацию в компании знает досконально, так как работает в ней с 1998 г.

Старые проблемы, новые возможности

Пупар-Лафарж родился в 1969 г., окончил Политехническую школу (Париж) и Массачусетский технологический институт. Начинал карьеру во Всемирном банке (1992–1994 гг.), затем четыре года проработал в министерстве экономики Франции. В Alstom пришел на позицию руководителя отдела по взаимодействию с инвесторами, затем вырос до руководителя административного управления, в 2004 г. назначен старшим вице-президентом по финансовым вопросам в департаменте передачи и распределения электроэнергии, в 2010 г. стал исполнительным вице-президентом концерна.

На днях в интервью FT Пупар-Лафарж заявил, что в данный момент Alstom не ведет переговоров о новых сделках, но будет рассматривать возможности, которые появятся на рынке и смогут улучшить бизнес компании. А улучшать есть что.

Компания переживает кризис: доходы Alstom снизились с 20 млрд евро в 2013 г. до 6,2 млрд евро по итогам 2015 г., прибыль сменилась убытком в 719 млн евро.

Партнеры Alstom в России

Alstom и «РЖДстрой» (2014)
Соглашение о сотрудничестве по инновационному развитию в области рельсового транспорта в России и других странах. Основные области – технический консалтинг, проектирование современных инфраструктурных сооружений, экспертная оценка проектной документации, а также управление инфраструктурными проектами и проектами под ключ
Alstom и «РЖД интернешнл» (2014)
Меморандум о взаимопонимании для реализации железнодорожных проектов на международном рынке: проекты по разработке современных объектов инфраструктуры, обеспечение качества и контроля качества строительных работ, обмен ноу-хау и передовыми технологиями
Alstom и НПЦ «Промэлектроника» (2011)
Предусмотрено создание СП, в котором Alstom будет принадлежать 51% долей, а компании «Промэлектроника» – 49%, будет специализироваться на производстве систем сигнализации
Alstom и фонд «Сколково» (2011)
Соглашение о сотрудничестве в рамках развития «российской Кремниевой долины», включающее участие в подготовке городской инфраструктуры (городского транспорта, обеспечения производства и передачи электроэнергии) и исследования, которые будут проводиться в рамках организованных в Сколкове НИОКР, в частности системы сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте.
Источник: http://www.alstom.com

Alstom и конкуренты борются за новые заказы. Сейчас стоимость заказов у Alstom составляет 28 млрд евро. В январе ей повезло: она выиграла тендер на два контракта стоимостью 3,7 млрд евро на поставку поездов в Индию.

Одним из шагов по реструктуризации бизнеса стала продажа энергетического подразделения французской компании GE. Подготовка к сделке заняла несколько лет, и она была закрыта в конце 2015 г. В числе препятствий, которые помешали вовремя договориться с GE, – претензии минюста США к Alstom, обвиняемой в даче взяток, сообщает Bloomberg. В в конце 2014 г. Alstom урегулировала внесудебное разбирательство и признала себя виновной в том, что совместно с японской торговой компанией Marubeni Corp. была участницей коррупционной схемы. Для внесудебного урегулирования Alstom пришлось выплатить штраф в размере $772 млн. Это рекордные выплаты за всю историю применения закона о коррупции за рубежом, принятого в 1977 г.

По данным Bloomberg, речь шла о контракте стоимостью $118 млн на поставку котельного оборудования для электростанции на южном побережье о. Суматра. Компании передавали с помощью посредников «сотни тысяч долларов» членам парламента Индонезии, а также руководству энергетической госкомпании PLN PT во время работы в регионе. В схеме было задействовано подразделение Alstom в Коннектикуте, что и позволило минюсту США привлечь компанию к ответственности. Изначально предполагалось, что штраф заплатит американская GE, которая согласилась приобрести активы Alstom, но предыдущий гендиректор Alstom, Патрик Крон, принял решение, что Alstom заплатит из собственных средств. Marubeni согласилась на сделку со следствием в марте и отделалась штрафом в размере $88 млн.

Разбирательство не столько осложнило переговоры с GE, сколько ударило по репутации Alstom. «Коррупционная схема просуществовала более 10 лет и применялась на нескольких континентах, – заявлял заместитель генпрокурора США Джеймс Коул. – Она поражает своим масштабом, бесстыдством и международными последствиями».

Впрочем, сделке с GE эта история не помешала.

Изначально предполагалось, что Alstom получит от GE за свои активы $17 млрд, но окончательные условия, подписанные в декабре 2015 г., предполагают меньшую долю наличными – 12,35 млрд евро ($13,7 млрд), еще 3,2 млрд евро будет потрачено на выкуп акций у акционеров Alstom.

Это была самая большая инвестиция GE, способная принципиально трансформировать бизнес американской корпорации. Ликовали и европейские политики. «Я рада, что мы можем одобрить эту сделку; это показывает, что Европа открыта для бизнеса и что европейские технологии могут процветать и привлекать иностранные инвестиции», – заявила еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер. Сделка с Alstom превратила GE в крупнейшего производителя газовых турбин большой мощности с долей на европейском рынке более 50%, заключила Еврокомиссия.

По условиям сделки GE и Alstom создадут три СП в области электросетей, возобновляемых источников энергии и ядерной энергетики, правительство Франции получит право вето по различным решениям, связанным с безопасностью и технологиями использования АЭС.

Во Франции у сделки с GE с самого начала было много критиков, их главный аргумент таков: после продажи части бизнеса Alstom потеряет былую мощь, ее выручка значительно сократится, Alstom не сможет конкурировать на мировом рынке с компаниями-тяжеловесами, например китайским производителем подвижного состава CRRC, выручка которого составляет около 25 млрд евро.

В середине 2014 г. GE внесла изменения в предложение о покупке. В итоге было решено, что GE и Alstom сформируют два совместных предприятия в сфере энергообеспечения: первое СП объединит электросетевые активы GE и Alstom, второе – активы в сфере возобновляемых источников энергии. GE и Alstom будут владеть по 50% в СП, которые будут располагаться во Франции.

Помимо этого предполагается, что GE и Alstom создадут альянс в сфере ядерной энергетики. Они создадут компанию, которая также будет принадлежать GE и Alstom в равных долях, в нее войдут активы Alstom по производству и обслуживанию оборудования для АЭС и ряд других активов.

GE и Alstom создадут и глобальный транспортный альянс: GE продаст французской компании свое подразделение, занимающееся разработкой систем по организации движения поездов.

Российский партнер

Тема России в интервью FT с Пупар-Лафаржем не была поднята. Между тем в последние годы компания активно укреплялась на российском рынке. В прошлом году Alstom увеличила свою долю в «Трансмашхолдинге» (ТМХ) – крупнейшем в стране машиностроительном холдинге. В конце прошлого года РЖД продала нынешним акционерам ТМХ 25% акций холдинга пропорционально имеющимся у них долям. По данным Alstom, французская компания приобрела 8% ТМХ у РЖД за 54 млн евро. Таким образом, пакет Alstom в ТМХ вырос до 33%. Остальные акции российского машиностроительного холдинга принадлежат структурам, подконтрольным Искандеру Махмудову и Андрею Бокареву.

Alstom готова и дальше увеличивать долю в ТМХ. «Конечно, мы готовы рассматривать [соответствующие предложения]», – заявил в январе «Интерфаксу» президент Alstom в России, на Украине и в Белоруссии Филипп Пегорье. «Это стратегическое вложение. Мы хотим теснее и больше работать со своим партнером», – сказал он.

Alstom SA

Машиностроительная компания
Акционеры (данные Bloomberg): французская строительная компания Bouygues (41,32%), в свободном обращении – 55,57%.
Капитализация – 4,6 млрд евро.
Финансовые показатели (за шесть месяцев финансового года, закончившихся 30 сентября 2015 г.): выручка – 3,3 млрд евро, чистый убыток – 57 млн евро.
Портфель заказов (на 31 декабря 2015 г.) – 28,7 млрд евро.
Специализируется на производстве железнодорожного транспорта. В ноябре 2015 г. продала General Electric свое подразделение энергетического машиностроения за 12,35 млрд евро. Одновременно с этим Alstom инвестировала около 2,4 млрд евро в несколько совместных предприятий с General Electric и приобрела у последней бизнес по производству сигнального оборудования за 700 млн евро. Владеет 33% российского «Трансмашхолдинга». Штаб-квартира компании находится во Франции.

Участие в ТМХ – крупнейший проект Alstom в России. Компании начали сотрудничество в 2009 г., когда Alstom приобрела 25% акций ТМХ у ее частных акционеров.

По данным ТМХ, сейчас TMХ и Alstom реализуют несколько совместных проектов в области создания и производства современного рельсового подвижного состава и высокотехнологичных компонентов. Для этого создано несколько СП: «Технологии рельсового транспорта» (создание и производство железнодорожной техники), «Рейлкомп» (производство тягового электрооборудования электровозов), «Трамрус» (создание и производство трамваев). Вместе с национальным железнодорожным оператором Казахстана партнеры реализуют проект по созданию на территории этой республики электровозосборочного производства.

В целом перспективы машиностроительной отрасли в России не вселяют оптимизма, говорит аналитик RMG Андрей Третельников. По его словам, число рисков выросло, а спрос на продукцию упал. Но девальвация рубля должна увеличить привлекательность развития производств внутри России для таких производителей, как Alstom, считает Третельников.

Потенциал роста

Машиностроительной индустрии предстоит пережить консолидацию: европейский рынок слишком фрагментирован, убежден Пупар-Лафарж. По его мнению, Alstom может возглавить новую волну консолидации в транспортной отрасли.

В Европе слишком много независимых групп, таких как CAF и Talgo в Испании и Stadler Rail в Швейцарии, считают аналитики. По их мнению, новую волну консолидации на европейском рынке способны провести три главных игрока – Siemens, Bombardier и Alstom.

Alstom пока не торопится опережать соперников в покупке более мелких игроков. «Никакой спешки в покупке новых активов нет», – сказал FT Пупар-Лафарж. Критику в адрес Alstom, которой, мол, может не хватить ресурсов на новые покупки, он также отметает. «Оборот в 6–7 млрд евро достаточен, чтобы присутствовать во всех регионах, это важно в период роста на развивающихся рынках», – сказал он FT. И добавил: «Сейчас у нас есть определенная стратегическая маневренность, которая позволяет быстро принимать решения и быстро действовать».

Фокус будет сделан на транспортную отрасль Европы, сказал Пупар-Лафарж FT. По его словам, проводимая Еврокомиссией стандартизация в секторе услуг снижает барьеры для заключения сделок в той или иной стране для производителей из других стран: «Это будет способствовать консолидации производителей подвижного состава».

Стратегия производителей подвижного состава должна охватывать полный спектр услуг транспортной отрасли – включая поставку систем сигнализации и техническое обслуживание линий, а не только продажу поездов и трамваев.

В планах Пупар-Лафаржа расширение присутствия компании на международном уровне. Он хочет, чтобы Alstom в конечном итоге могла получать более половины доходов за пределами Европы (сейчас этот показатель – 40%). Города с населением более 2 млн человек начинают активно развивать городские транспортные системы, здесь Пупар-Лафарж видит новые возможности. Огромный потенциал для производителей подвижного состава в Индии и Китае, отмечает он. «Потенциал Индии и Китая огромен и практически безграничен», – говорит он FT.