«У нас есть четыре стратегии развития»
Рей Бетлер – об уникальности продукции отечественного машиностроения и планах американской Wabtec по завоеванию российского рынкаАмериканская Wabtec Corporation – один из мировых лидеров по производству деталей для железнодорожных вагонов и локомотивов. Компания ведет историю с 1869 г. Тогда Джордж Вестингауз получил патент на автоматическую систему торможения для железнодорожной техники и основал компанию. Это изобретение и дало название компании, которую он создал, – Westinghouse Air Brake Company (сейчас – Wabtec Corporation). Компания продолжала расширять продуктовую линейку – сейчас у нее более 600 патентов в США и более 2200 – в мире (компания выпускает приводы, тормоза, вагонную тележку и др.). С момента создания компания прошла череду слияний и поглощений (см. справку), и сейчас ее стоимость составляет $8 млрд.
Бизнес в России Wabtec начала в 2007 г. с продажи лицензии на производство вагонной тележки Объединенной вагонной компании (ОВК, принадлежит группе ИСТ Александра Несиса). Затем ОВК и Wabtec создали совместное предприятие для локализации производства этой тележки. Благодаря сотрудничеству с компанией Несиса рынок России и стран СНГ в сегменте грузовых вагонов приносит Wabtec 30% в выручке (см. график).
При этом Wabtec дает заработать и своим российским партнерам – со следующего года ОВК начнет поставлять крупное вагонное литье в США на предприятия Wabtec. Для российского рынка это уникальный случай – производители железнодорожной техники если и экспортируют свою продукцию, то в основном в страны СНГ.
ОВК – не единственный партнер Wabtec в России. По словам Рея Бетлера, американская компания хочет еще в один сегмент – производство локомотивов и пассажирских вагонов. Для этого Wabtec и договаривается о совместном предприятии с другой российской машиностроительной компанией – «Трансмашхолдингом».
– Тихвинский вагоностроительный завод (производитель литья для Wabtec, входит в ОВК. – «Ведомости») – один из самых современных заводов в мире, не только в России. Еще одна причина начала поставок литья из России – ослабление курса рубля к доллару. Это сделало российское литье более конкурентным по цене. И для нас появилась отличная возможность получить качественное литье по хорошей цене.
Россия – большой рынок, но такой же по размеру и американский рынок. Мы видим в этом возможности [поставок российского литья] не только для нас, но и для наших партнеров.
– Да. Вы видели этот завод? Это очень впечатляюще! Это один из самых современных и удобных заводов из всех [аналогичных в мире]. И он имеет шанс быть самой современной площадкой для производства компонентов для вагонов еще долгое время. Технологии на этом предприятии на самом высоком уровне.
Заводом управляют менеджеры, которые думают об интернациональной перспективе своей продукции. У них нет узкого взгляда на этот бизнес. Они пришли из разных индустрий – не только из железнодорожного машиностроения. Сотрудники ОВК имеют отличные инженерно-технологические компетенции. Г-н Несис – серьезный бизнесмен, он вложил много денег в этот бизнес. У него очень хороший план развития бизнеса. Этот завод начался с мечты, которую он и его команда воплотили в жизнь.
– Цена для нас не главный критерий при выборе поставщиков. В конце концов, цены волатильны. Для нас важны прежде всего качество и технологичность импортируемой продукции. ОВК устраивает нас по всем трем позициям – цена, качество и технологичность. Плюс сотрудничество с ОВК дает нам возможность совместно работать над новыми технологиями. То есть это больше, чем взаимоотношения с поставщиком. Мы обсуждаем, что будет выгодно и нашей компании, и ОВК. Я думаю, что это и есть настоящее партнерство. Если посмотреть на технологический процесс на этом заводе – это то, что называется мировой уровень. То же самое можно сказать и о продукции, которую выпускает это предприятие.
«Мы неожиданно нашли алмаз!»
– Все началось с чикагской компании Standard Car Truck. В 2008 г. Wabtec купила Standard Car Truck. Но еще до этого ОВК договорилась с этой компанией о продаже лицензии на тележку Barber S-2-R. R в названии модели тележки означает Russia. То есть тележка адаптирована к российским условиям. Мы начали делать due diligence Standard Car Truck и обнаружили соглашение с ОВК о продаже лицензии. Это было похоже на то, будто бы мы неожиданно нашли алмаз!
Рей Бетлер
После покупки Standard Car Truck мы изменили стратегию отношений с ОВК, сфокусировались на долгосрочных отношениях. Бизнес в России мы начали с 2007 г. Сейчас объем продаж Wabtec [в России] – $35 млн, но со временем будет больше, когда наш бизнес в России пойдет более динамично. Джордж Вестингауз был в России еще 100 лет назад, в Санкт-Петербурге он подписал первое соглашение по продаже лицензий Wabtec российским производителям. Так что мы со своими технологиями вернулись в Россию. Мы считаем, что Wabtec в будущем может стать основным поставщиком тормозных систем для производства грузовых вагонов в России.
Но вход на российский рынок оказался непростым – возникают сложности с сертификацией новых продуктов, так как технические стандарты [России] отличаются от стандартов в США и других странах. Да и сам процесс сертификации в России очень сложный. Но опять же в России больше всего в мире грузовых вагонов. Поэтому для нашей компании так важен российский рынок. Работу по сертификации своей продукции в России мы проводим вместе с ОВК. Впрочем, каждая страна, где мы работаем, имеет свои стандарты сертификации.
– Да, благодаря работе с ОВК мы вышли на российский рынок. Но американский рынок также открылся и для ОВК – и он тоже большой и перспективный. Я лично представлял эту компанию крупнейшим американским производителям локомотивов. США и Россия – два крупнейших рынка железнодорожной продукции в мире, и поэтому обе наши компании стараются развивать совместный бизнес.
– Да, будем надеяться.
– Сегодня в рамках нашего СП с ОВК мы разрабатываем перспективную систему торможения для вагонных тележек, более совершенную, чем существует в России. Я, как и ОВК, хотел бы, чтобы наше СП развивалось быстрее. Wabtec вложила много ресурсов в разработку новых технологий в России. Мы продвигаемся, согласно нашему плану по локализации ведем переговоры с поставщиками для СП. Мы установили приоритеты, в какой последовательности наши продукты будут выпускаться.
Мы планируем не только локализовать продукцию, но и вместе разрабатывать проекты для российского рынка, с учетом российских поставщиков. Направили для этого в Россию наших инженеров.
Это СП будет выпускать не только компоненты для тележки Barber, но и другие компоненты для грузового вагона – тележки, компоненты для тормоза, включая тормозные колодки, универсальные приводы. Мы бы хотели, чтобы в Россию поставлялась вся линейка нашей продукции. Barber – только начало.
– Все детали для тележки уже полностью производятся в России. Мы намерены экспортировать ее компоненты из России. Это детали тормоза, главный привод управления. Многое из того, что мы будем поставлять из России, с нашего СП с ОВК, будет в технологическом плане выше аналогов, которые сейчас есть на мировом рынке. Технологии, которые мы совместно с ОВК развиваем, – лучшие в железнодорожном машиностроении. На их основе будут производиться лучшие вагоны в мире!
«Наша цель не изменилась»
– Сегодня мы крупнейший поставщик технологий для грузовых вагонов в мире. А с покупкой французской компании Faiveley расширим нашу линейку производства компонентов и для пассажирских вагонов.
– Мы удовлетворены нашими российскими поставщиками, потому что они диверсифицированны.
– Чтобы быть честным, скажу, что в России мы рассматриваем возможность партнерства с другими компаниями, несмотря на то что нам нравится партнерство с ОВК.
У нас есть планы создать СП с «Трансмашхолдингом» (ТМХ). Мы три года ведем с ними переговоры. И уже решили, что станет площадкой для этого СП и что оно будет выпускать. Мы договариваемся о производстве электроники как для локомотивов, так и для пассажирских вагонов. Речь идет и о производстве компонентов для тормозной системы, дверей и др. Мы были близки к тому, чтобы подписать соглашение о создании СП с ТМХ. Но сейчас переговоры притормозились. Во-первых, у ТМХ сменился гендиректор. Еще одна причина – процесс продажи 25% ТМХ, принадлежащих РЖД. ТМХ предложил подождать, пока процесс продажи пакета завершится, и потом продолжить переговоры. Но наша цель не изменилась – мы все еще хотим создать СП с ТМХ.
Мы производим локомотивы в США, это локомотивы для пассажирского транспорта. У нас нет планов по созданию новых моделей локомотивов. Но есть желание усовершенствовать модели, которые производит ТМХ, поделившись с ними своей экспертизой.
– Эти переговоры инициировала Wabtec.
– Нет. Мы хотим использовать все свои возможности на российском рынке, в том числе в сегментах локомотивостроения и пассажирского вагоностроения, не только в сегменте грузовых вагонов. Мы верим, что такая сбалансированная стратегия на российском рынке даст нам хорошие возможности для развития здесь на долгое время. Это эффективней, чем фокусировка только на сегменте грузовых вагонов.
– Мы не видим такого риска. В Германии есть Deutsche Bahn (основной железнодорожный оператор в Германии. – «Ведомости»), в Китае другой потребитель – China Railways.
– Мы не можем комментировать компании, с которыми хотим работать.
– Пока не можем это разглашать.
«Покупать, модернизировать»
– На российском рынке мы заинтересованы в сегменте как грузовых вагонов, так и пассажирских и локомотивостроения. Такая же схема ведения бизнеса у нас и в других странах.
По большей части мы занимаемся поставкой технологий для железнодорожных вагонов, включая высокоскоростные поезда. Также разрабатываем продукцию для железнодорожной инфраструктуры.
Wabtec Corporation
Машиностроительная компания
Акционеры (данные Bloomberg): почти все акции в свободном обращении, крупнейшие инвесторы – T Rowe Price Associated (14,18%), Blackrock (6,96%), Vanguard Group (6,44%).
Капитализация – $8 млрд.
Финансовые показатели (первое полугодие 2015 г.):
выручка – $1,7 млрд,
чистая прибыль – $197,7 млн.
Wabtec производит высокотехнологичное оборудование и подвижной состав для железнодорожного транспорта. Компания ведет историю с 1869 г., когда американский изобретатель Джордж Вестингауз запатентовал свой воздушный тормоз и основал Westinghouse Air Brake Company (Wabco). Тремя годами позже Вестингауз разработал автоматическую тормозную систему, впервые использованную на Пенсильванской железной дороге. В 1968 г. Wabco была приобретена производителем радиаторов и сантехники American Standard Companies. В 1990 г. менеджмент выкупил у American Standard часть активов, и вновь созданная Wabco в 1995 г. стала публичной. В 1999 г. произошло ее слияние с производителем железнодорожных локомотивов MotivePower Industries, в результате чего была образована компания Wabtec.
– Я считаю, что все три сегмента в России имеют возможности для роста. Но сначала мы хотим сфокусироваться на поставках и производстве деталей для грузовых вагонов и локомотивов. Российский рынок грузовых вагонов так же велик, как и в США. Но в России Wabtec пока некрупный игрок.
– Да, покупка компаний – это часть нашего успеха на мировом рынке (см. врез). Мы постоянно ищем возможность для покупки активов. В России было несколько компаний, о покупке которых мы задумывались. Но не можем раскрыть названия компаний, которые хотели купить.
– Да, сейчас хорошее время для покупки заводов в России. Конечно, в России не все заводы такие, как тихвинский. Но при большом желании завод можно модернизировать – у нас есть для этого возможности.
К тому же мы фокусируемся на компаниях по производству компонентов – электроники, тормозных устройств и вагоноремонтных мощностях. Таких предприятий, на базе которых можно было бы провести модернизацию и начать выпускать современную продукцию, в России мало.
– У нас с ОВК долгосрочные отношения, мы очень уважаем г-на Несиса, и мы не против иметь актив в России. Но в данном случае мы не хотим инвестировать в производство вагонов. Нас интересуют технологии для машиностроения, а не производство готовой продукции. Мы продолжаем в этом смысле традиции Вестингауза, у которого было 400 патентов.
«У нас есть четыре стратегии»
– Мы действительно предпочитаем производить технологичные компоненты и системы, а не готовые вагоны и локомотивы. Потому что у нас есть многолетняя экспертиза в сегментах компонентов и систем для транспортных средств. Мы никогда не занимались производством готовых пассажирских или грузовых вагонов.
– У нас есть четыре стратегии развития, и они подходят для всех рынков, на которых мы присутствуем: глобальная и рыночная экспансия, новые продукты и технологии, СП и приобретения, экспансия в секторе постпродаж. Мы ожидаем, что половину прироста нашей выручки мы будем скоро получать от зарубежных активов и совместных предприятий.
– Наш план – становиться все более и более международной компанией. Может быть, когда-нибудь российский рынок будет приносить нам 50% выручки. Ведь ОВК могла бы стать крупнейшим производителем вагонов в России. Их бизнес-модель предполагает не только производство вагонов, но и их лизинг и оперирование. Благодаря этому они продают в России все больше вагонов.
– Наши отношения с ОВК и другими российскими партнерами – это прежде всего бизнес-отношения. Но на санкции и ограничения приходится обращать внимание. Мы не хотим не выполнить какие-то требования нашего правительства, мы работаем в рамках закона. На данном этапе санкции не затронули наши отношения с ОВК.