Майкл О’Лири: «Я пришел закрыть Ryanair, но остался там на 20 лет»

Как шутник-бухгалтер Майкл О’Лири превратил банкрота в крупнейшего в Европе бюджетного авиаперевозчика
Генеральный директор Ryanair Майкл О’Лири/ Max Rossi/ Reuters

У Майкла О’Лири, генерального директора Ryanair, никогда не было страсти к самолетам. Он всегда любил цифры и на заре карьеры работал бухгалтером. Но у него однажды попросили совета, что делать с Ryanair. Бизнес надо закрывать, поскольку он никогда не будет приносить денег, ответил О’Лири – на тот момент налоговый консультант KPMG. В 1986 г. он стал финансовым советником ирландского миллиардера Тони Райана – одного из основателей компании Ryanair. И был отправлен в компанию закрывать ее. Но все пошло иначе. О’Лири придумал бизнес-схему, как развить Ryanair. За 20 лет он превратил Ryanair в крупнейшего в Европе лоукостера, увеличив флот компании с шести до 300 самолетов.

Как только я переступила порог офиса Ryanair неподалеку от аэропорта Дублина, я поняла: О’Лири – любитель пошутить. Первое, что он спросил меня, – каким рейсом я прилетела из Лондона. И когда услышал, что я воспользовалась услугами компании British Airways и что вылет был задержан на 10 минут, сделал круглые глаза. А потом он засмеялся и сказал: «Вы купили дорогой билет, и ваш рейс задержали. Скоро будете летать Ryanair».

О’Лири явно в хорошем настроении, и для этого есть основания: дела у Ryanair, которую он возглавляет с 1994 г., идут хорошо. Помогла в этом своевременная корректировка стратегии компании. В 2013 г. О’Лири сделал ставку на улучшение отношения к клиентам. В тот момент нужно было что-то менять: цены на нефть были вдвое выше, чем сейчас, все ресурсы понижения цен на билеты были исчерпаны, требовались новые подходы, чтобы не допустить падения доходов Ryanair и остаться на плаву. Решение оказалось правильным: ориентированность Ryanair на клиента подстегнула рост компании. В сентябре Ryanair повысила прогноз годовой прибыли с 1,18 млрд до 1,21 млрд евро.

Вехи истории Ryanair

Компанию основал Тони Райан в 1985 г. В его распоряжении был 15-местный самолет Bandeirante, совершавший ежедневные рейсы из аэропорта Уотерфорд на юге Ирландии в лондонский Гатвик. Кабина самолета была настолько мала, что рост пилота не должен был превышать 157 см.
Уставный капитал компании составил всего 1 фунт стерлингов. В первый год своего существования компания перевезла 5000 пассажиров. В 1989 г. Ryanair перевезла уже 644 000 пассажиров, но в 1990 г. бизнес пришлось реструктурировать. Интенсивное наращивание авиапарка и расширение географии полетов наряду с жесткой конкуренцией по ценам с Aer Lingus и British Airways привели к тому, что компания понесла убыток в размере 20 млн фунтов. Райан инвестировал эту сумму в компанию, поменял менеджмент и взял за основу бизнес-модель лоукостера.br> В 1997 г. Ryanair начала перевозки на четырех европейских маршрутах и провела IPO на Ирландской бирже и NASDAQ. Книга заявок была переподписана более чем в 20 раз, в первый день торгов акции компании взлетели на 132% к цене размещения.br> В 2001 г. Ryanair подписала соглашение с правительством Валлонии (регион Бельгии) об использовании принадлежащего ему аэропорта в Шарлеруа как основной базы перевозчика, а Ryanair получила ряд финансовых льгот – власти брали с компании более низкую плату за взлеты и посадки, размер скидок доходил до 90%. Но в 2004 г. Еврокомиссия, проведя расследование, решила, что существенная часть скидок, предоставленных Ryanair, является незаконной и должна быть отменена, а авиакомпания должна вернуть бельгийским властям часть сэкономленных денег (4,5 млн евро). Ryanair оспорила это решение, и в 2008 г. Европейский суд первой инстанции вынес решение в ее пользу.

Всего же с 2005 г. выручка компании выросла с 1,3 млрд до 5,65 млрд евро. Чистая прибыль компании с 2005 г. была нестабильна: то повышалась – то сокращалась, 2009 год компания и вовсе сработала с убытком в 169,2 млн евро. В целом рост чистой прибыли с 2005 г. был значительный: с 280 млн до 866,7 млн евро в 2015 г. В 2012–2014 гг. прибыль колебалась вокруг отметки в 550 млн евро, а в 2015 г. произошел скачок – по сравнению с 2014 г. чистая прибыль выросла на 343,9 млн евро.

За последние годы изменилась не только стратегия Ryanair, но и сам О’Лири. Он перестал культивировать имидж сварливого и неумолимого гендиректора, который обещает штрафовать пассажиров за любой перевес багажа и отвечает нецензурной бранью, когда его просят вернуть деньги за неиспользованный билет.

«Мы, вероятно, просто вышли из возраста ищущих себя подростков и становимся более взрослыми, поэтому нам приходится менять способы коммуникаций и взаимодействия с клиентами и внешним миром в целом», – объясняет сам О’Лири.

До России не добраться

В ноябре 2013 г. Росавиация разрешила Ryanair полеты в Москву и Санкт-Петербург. В сентябре 2014 г. Ryanair заявила, что переносит сроки начала полетов из «Пулково» из-за снижения международного трафика. Майкл О’Лири в интервью газете Irish Independent объяснял задержку отсутствием поддержки со стороны департамента туризма Ирландии. По его словам, Ryanair будет нести убытки на российском рынке «в течение пары лет» и поэтому нуждается в «значительной поддержке» со стороны туристического ведомства Ирландии. В феврале 2015 г. Ryanair, наряду с лоукостерами EasyJet и «Победа», подтвердила свои планы летать из аэропорта «Ермолино» в Калужской области (находится в 67 км от МКАД) по завершении его реконструкции.

Он понимает, что дерзкость Ryanair, свойственная большинству стартапов, оттолкнула часть клиентов – они предпочитали заплатить больше за авиабилет не потому, что им не важны деньги, а просто потому, что в Ryanair их слишком многое раздражало.

Поначалу Ryanair активно использовала имидж компании-провокатора. Благодаря этому она часто появлялась в новостях, и это работало как бесплатная реклама. О’Лири говорит, что в те годы превратился в «злодея из мультфильма». «Я ирландец. В Ирландии вы рождаетесь с навозной лепешкой на голове, и с этим ничего не поделаешь, – смеется он. – Когда у авиакомпании нет денег на маркетинг, приходится выходить на публику и производить как можно больше шума».

Реклама О’Лири и вправду вызывала много шума: он фотографировался то в костюме гигантского мобильного телефона, то в образе папы римского. Но тем, кто ценил юмор Ryanair, их дерзкие рекламные кампании, расстраиваться рано. Всего за несколько недель до нашей встречи О’Лири вновь появился в эпатажном ролике: он был одет как Робин – один из персонажей комиксов о Бэтмене. Этот образ Ryanair использовала для продвижения нового партнерства с веб-сайтом CarTrawler. «Мужчина среднего возраста в колготках – это действительно впечатляющий видеоряд», – смеется явно довольный собой О’Лири.

Кристоф Мюллер, исполнительный директор Malaysia Airlines, ранее возглавлявший Aer Lingus, так говорит об О’Лири: «Мне приходилось конкурировать со многими компаниями во многих странах мира и во всех нишах. Соревноваться с Майклом было веселее всего. Он очень жесткий, он настоящий ирландец и настоящий джентльмен». О’Лири он знает хорошо: после нескольких попыток Ryanair все-таки удалось стать одним из главных акционеров Aer Lingus – своего конкурента номер один в Ирландии.

У Ryanair новый имидж, значит, должно быть и новое здание, решило руководство компании. Прежняя штаб-квартира Ryanair неподалеку от дублинского аэропорта выглядела довольно убого и обшарпанно. Теперь она расположена в новом, ярком здании. Но без юмора не обошлось и тут. На стенах – выбранные сотрудниками картины: вот картина с жирафами, вот местные футбольные команды, а вот пьяная собака, одетая как Санта-Клаус. В новом здании Ryanair нет ничего, что говорило бы о том, что это офис малобюджетной компании, которая на всем экономит. Теперь офис – это элемент публичного имиджа, который должен повышать стоимость компании. А запрет для сотрудников подзаряжать мобильные телефоны, чтобы экономить на счетах за электричество, ушел в прошлое.

В офисе О’Лири нет ощущения, что его работа связана с самолетами. На стене за спиной О’Лири висит портрет его скакуна по кличке Трифолиум. Лошади – давняя страсть О’Лири. У него даже есть собственная конюшня в Маллингаре – городе его детства – в часе езды от Дублина. Управляет конюшней его брат Эдди. Возникает логичный вопрос: не думает ли О’Лири о выходе на пенсию и о том, чтобы заняться конным бизнесом. В ответ О’Лири восклицает: «О боже, нет! Скакуны – это не бизнес: это как раз яма для закапывания денег». «Я любил заниматься скачками просто потому, что зимой больше нечем было заняться, но в итоге это превратилось в хобби», – добавляет он.

Вряд ли мысль о выходе на пенсию вообще приходила в голову О’Лири или его жене Аните Фаррелл, в прошлом инвестиционному банкиру. «Я никому не позволю давить на меня, чтобы я ушел в отставку, никому – даже тому человеку, которому приходится со мной жить», – шутит он. И также с улыбкой продолжает: «Мне всего 54 года. Меня очень любят в компании. Можете себе представить, что бы произошло, если бы я заявил, что в понедельник ухожу? Это вызвало бы полную катастрофу».

Ryanair Holdings plc.

Авиаперевозчик
Акционеры (данные Bloomberg): 95,6% акций в свободном обращении, крупнейшие инвесторы – HSBC Holdings (6,19%), Baillie Gifford and Company (6,14%), FMR (5,04%). Капитализация – 17,3 млрд евро. Финансовые показатели (за финансовый год, закончившийся 31 марта 2015 г.): выручка – 5,7 млрд евро, чистая прибыль – 866,7 млн евро. Перевозки пассажиров (за финансовый год, закончившийся 31 марта 2015 г.) – 90,6 млн человек. Авиапарк (на 30 июня 2015 г.) – 316 самолетов Boeing 737-800.

О’Лири работает гендиректором Ryanair более 20 лет и явно получает от этого удовольствие. По его признанию, он пытается вырастить тяжеловеса – но не перегрузить его. В 1991 г. у Ryanair было всего шесть самолетов, пассажиропоток составлял около 650 000 человек. Сейчас у компании уже 300 самолетов, а пассажиропоток в этом году должен превысить 100 млн человек. Во время нашей беседы О’Лири часто откидывается на спинку стула и размахивает руками. У него грандиозные планы: через 6–8 лет он хочет увеличить пассажиропоток до 160 млн человек и удвоить прибыль до 2 млрд евро.

Он утверждает, что работа – это то, что он любит больше всего на свете, и что будет заниматься Ryanair до тех пор, пока ему будет это интересно.

В прошлом году его контракт с Ryanair был продлен до 2019 г. Базовый пакет его вознаграждения в 2005 г. – 2,4 млн евро, на 30% больше, чем в 2014 г. Ирландские СМИ оценивают состояние О’Лири в 755 млн евро, учитывая стоимость принадлежащих ему 3,7% акций Ryanair. О’Лири также принадлежит 1000 акров, где он любит гулять с детьми (у него три сына и дочь) и собирать каштаны.

«Это место, где мне удается отвлечься от Ryanair и вообще перелетов по Европе. Я же вырос на ферме. Я хочу, чтобы мои дети выросли так же», – говорит О’Лири.

Неординарное поведение на публике – часть работы О’Лири, сам же он, по его признанию, сторонится СМИ – практически не дает интервью ирландским газетам, а если и дает, в основном они посвящены не бизнесу, а лошадям. «Я всегда был очень осторожен. Если вы наберете мое имя в Google, вы нигде меня не увидите, кроме как на конных скачках. И вы точно не найдете там личной информации обо мне, моей семье и детях. Мы живем спокойно», – говорит он.

Напоследок он снова улыбается: «Я очень хорошо вел себя сегодня. Я учусь. Я пытаюсь стать лучше».

FT, 4.10.2015, Екатерина Кравченко