«Сегодня точно есть вызов»
Андрей Калиновский – о перспективах новых и проблемах уже прославленных ракет РоссииСерия неудачных запусков самых тяжелых российских ракет-носителей – «Протонов» – и другие застарелые проблемы поставили в тяжелое финансовое положение одно из главных предприятий космической промышленности – Центр им. Хруничева, заводы которого находятся в Москве (где собирают «Протоны» и сделали большую часть Международной космической станции), Воронеже, Омске и других городах. Новый руководитель ракетно-космической промышленности – глава Роскосмоса Игорь Комаров (бывший президент «АвтоВАЗа») – назначил генеральным директором Центра им. Хруничева Андрея Калиновского.
Как президент «Гражданских самолетов Сухого» Калиновский добился того, чего российская авиапромышленность не могла достичь 20 лет, – по-настоящему серийного производства пассажирского самолета. Теперь, после успеха в налаживании производства «Суперджетов», новому гендиректору Центра им. Хруничева предстоит организовать серийный выпуск новейшей российской ракеты-носителя «Ангара», испытания которой начались в прошлом году. Делать это придется в условиях растущей глобальной конкуренции: на пятки наступает американская корпорация SpaceX одного из самых популярных в мире бизнесменов – Элона Маска, а также китайские ракетостроители. Калиновский обещает организовать производство «Ангары» в Омске на тех же принципах, что и Маск: речь идет о конвейерной сборке, что должно существенно снизить себестоимость. Пока же он смог сделать то, на что не решались все предыдущие руководители предприятия: сократить вдвое управленческий персонал в Москве.
– Да, у нас непростая ситуация, не хватало оборотных средств на ведение хозяйственной деятельности. На промежуточный этап, пока преобразования еще не дали результата и мы не достигли безубыточности, нам были нужны дополнительные денежные вливания. И по согласованию с правительством России, Роскосмосом и ОРКК было принято решение получить эти средства через кредит ВЭБа на сумму 37 млрд руб. со сроком погашения до 2025 г. Залоговой массой для получения кредита стали московские земельные участки нашего предприятия. На сегодняшний день все документы оформлены, и на прошлой неделе пошли первые транши по этому кредиту.
– Планов строительства жилищных массивов и реализации других девелоперских проектов нет. Просто эти участки, к сожалению, фактически наш единственный ликвидный актив, поэтому он и стал залоговой массой. Ничего строить мы не собираемся, в наших планах погасить этот кредит до 2025 г., а что делать дальше с этими участками – уже будем решать с руководством Роскосмоса.
– Абсолютно точно.
– Все расчеты мы уже сделали. Сейчас формируем техническое задание. В этом году будут сделаны основные проектные документы. После экспертизы они станут основой строительства нового завода. Почему мы это сделали? Принцип разделения по продуктовой линейке позволяет максимально эффективно организовать производство с минимальной себестоимостью и самыми сжатыми сроками выхода на необходимый объем. У нас будет три завода в Москве: завод по сборке разгонных блоков в отдельном корпусе, завод по сборке ракеты-носителя «Протон» – тоже в отдельном корпусе – и завод по изготовлению головных обтекателей. «Ангара» уходит в Омск, потому что там уже стоит корпус, который логичнее всего подходит для ее производства.
Андрей Калиновский
– Эта ракета спроектирована по модульному принципу. И этот принцип позволяет нам организовать конвейерную поточную сборку, потому что первая и вторая ступени ракеты – это универсальные модули. Кроме этого необходимо учитывать и внешние инфраструктурные факторы. Сегодня мы ощущаем колоссальную поддержку со стороны губернатора области и мэра Омска. Они помогают сформировать жилищные программы для закрепления кадров, организуют учебные программы в местных вузах.
– Совершенно верно, это принципиально другая организация производства, конвейер дает максимальную эффективность и фондоотдачу.
– Производство «Ангары» будет дешевле не из-за географического размещения завода, а из-за принципиально новой организации производства.
– Мы уже знаем объем выпуска «Ангары» по федеральным программам до 2025 г., но у ракеты еще нет своей ниши на коммерческом рынке. Недавно научно-технический совет Роскосмоса принял решение о создании ракеты «Ангара-А5В», таким образом, появится целое семейство ракет-носителей легкого, среднего и тяжелого класса для потребностей космической программы. Поэтому по мере создания всех модификаций ракеты и прохождения летных испытаний будет ясен и необходимый объем производства. Минимальный объем понятен – не меньший, чем нынешнее производство «Протонов».
– Да.
– Модульность позволяет относительно быстро создать и ракету класса А7. Но конкретных задач и полезных нагрузок под данный тип носителя сейчас нет. Если делать ракету с привязкой к конкретной программе – лунной, марсианской или другой, – в каждом случае это будут разные деньги и разные сроки. Но, используя задел А5, нам не надо будет проектировать ракету с нуля, и эти сроки не будут затянутыми.
– Рабочие и инженерно-конструкторские специальности не сокращаются – поставлены серьезные задачи по освоению новой техники и исполнению тех заказов, которые уже есть. Если появится необходимость, будем привлекать работников данной категории дополнительно. Но на сегодняшний день есть определенный перекос в части численности административно-управленческого персонала в соотношении к тем, кто создает добавленную стоимость. Поэтому процесс оптимизации начался в прошлом году с нашего головного офиса в Москве. Мы его значительно сократили – в 2 раза, т. е. примерно на 600 человек. И только за счет этого мы смогли поднять зарплату основным производственным рабочим в прошлом году на 10%.
– Средняя зарплата в 2015 г. составила порядка 50 000 руб.
– Мы не рассчитываем привлекать кого-то с Украины – у нас достаточно ресурсов для реализации наших планов.
– Нас с этим банком связывает зарплатный проект, часть наших сотрудников постоянно проживает в Байконуре и Плесецке, и сеть банкоматов в этих городах есть только у этого банка. У нас около 3000 сотрудников с картами банка, куда перечисляются и командировочные, и сбоев с начислениями зарплат и командировочных у нас нет.
– Нет.
Главная ракета России
Тяжелая ракета-носитель «Протон» (на фото) создана под руководством Владимира Челомея на основе ракеты УР-500, задачей которой была доставка в США сверхмощной термоядерной боеголовки. Военные от нее в итоге отказались, зато с 60-х гг. эта машина стала основным отечественным тяжелым носителем, а ее коммерческие запуски, начатые после холодной войны, принесли к 2011 г. около $6 млрд.
– Да, действительно, 2014 год для нас был не самым успешным в части удержания позиций на рынке коммерческих пусков. Причины – снижение надежности в последние годы ракет-носителей «Протон» и, как следствие, высокие страховые проценты, перенос сроков пусков и другие негативные факторы. Сейчас мы постепенно возвращаем доверие рынка, и я уверен, что в ближайшее время получим новые заказы.
– Как минимум до 2025 г.
– «Протон» конкурентоспособен, и мы продолжаем работать над надежностью этих ракет-носителей. Главный приоритет – качество. Необходимо укладываться в сроки, установленные заказчиками, в те цены, которые диктует рынок. И если мы сможем выполнять все эти требования, «Протоны» будут продолжать продаваться еще минимум 10 лет.
– Система контроля качества была и есть, она позволяла делать надежную продукцию, просто в какой-то момент произошел сбой. Люди перестали выполнять прописанные стандарты.
– Не думаю, что это основная причина. Качество – это прежде всего технологическая и производственная дисциплина. Наша отрасль жестко регламентирована, и если вы будете четко соблюдать все нормативные требования, тогда будете выпускать надежную и качественную технику, но на каком-то этапе эта система дала небольшую трещину.
Самые быстрые мероприятия, которые можно провести прямо сейчас, – это резкое повышение дисциплины, что мы и делаем, на всех этапах – от проектирования и до подготовки старта. Кроме того, у нас есть среднесрочная программа внедрения новых технологий и методов контроля изготовления, и в рамках этой программы мы планируем инвестировать в этом году порядка 500 млн руб. в систему менеджмента качества.
– Конечно, поддерживаем. К нам периодически обращается Boeing по вопросам организации коммерческих запусков. У нас есть совместный контракт на сопровождение элементов МКС. По другим компаниям пока рано говорить об общих проектах, но все может быть.
ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева»
Производитель ракет-носителей и космических аппаратов
Находится в ведении Роскосмоса
Финансовые показатели (РСБУ, 2013 г.): Выручка – 44,885 млрд руб., чистый убыток – 753 млн руб.
– Никак.
– В рамках программы финансового оздоровления предусмотрен абсолютно новый тип производства. Это другие технологии, другое оборудование, которые должны обеспечить большую эффективность, рост производительности труда и высокое качество продукции. Все затраты есть в проекте федеральной космической программы с 2016 по 2025 г., которая сейчас обсуждается. Я думаю, когда она будет утверждена правительством России, мы сможем говорить о конкретных цифрах.
– Да.
– Хороший вопрос. Жизнь не стоит на месте. Это конкурентная борьба – сегодня вы занимаете 40% рынка, остановились в развитии, посчитали себя великими, потеряли темп – и вас обошли конкуренты. Разные компании по-разному себя ведут, некоторые обреченно, а некоторые мобилизуют все резервы, чтобы вернуть то, что было утрачено. Мы идем по второму пути, и могу точно сказать, что сейчас мобилизованы все усилия, чтобы в действительно непростое время подготовить адекватный ответ и в ближайшей перспективе вернуть утраченные позиции.
– Это личное дело Маска, кто его купит и какие у него планы. Сегодня точно есть вызов и не только от компании SpaceX, на рынке появляются новые игроки. Мы знаем, что надо сделать, чтобы дать ответ. Но для этого нужно объединить усилия всей отрасли. Аналогичная история была с компанией Boeing. Они искренне не верили, что можно с нуля создать авиастроительную компанию, и считали, что к их модели 737 никто никогда и близко не подойдет. Успех Airbus на рынке в 90-х для них стал полной неожиданностью. Но они смогли мобилизоваться, «великие американцы» поехали в Японию на Toyota учиться бережливому производству и в конце концов сделали ошеломляющий рывок. Многие компании сталкивались с тем же, что и мы. Абсолютно уверен, что мы можем организовать современное производство и вместе преодолеть все трудности.