Сеть обуви «Эконика» выходит на рынок одежды
Она приобрела долю в компании, владеющей брендом 2MoodООО «Эсперанс», которое является операционной компанией бренда «Эконика», приобрело 5% долей в одежном ритейлере 2Mood («Два настроения»). Согласно «СПАРК-Интерфаксу», сделка была закрыта в самом начале сентября. Представитель 2Mood от комментариев отказался, но генеральный директор «Эсперанс» Алеко Илиопуло подтвердил «Ведомостям», что его компания стала стратегическим партнером бренда. Он добавляет, что за счет этой инвестиции ритейлер получает возможность развиваться в сегменте, в котором он до сих пор представлен не был.
Опрошенные «Ведомостями» участники рынка считают, что в перспективе «Эконика» может увеличить свою долю в 2Mood. Генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс говорит, что это было бы логично, особенно если у компаний выстроится взаимопонимание и конструктивное партнерство. Представитель «Эконики» сообщил, что окончательное решение об увеличении доли не принято, так как в компании хотят посмотреть на развитие не столь знакомого сегмента.
Сеть обуви и аксессуаров «Эконика» основана в 1992 г. в Москве и насчитывает более 130 фирменных салонов в России и странах СНГ. В 2011 г. корпорация «Эконика» была переименована в группу компаний «Новард», куда кроме обувной сети вошли также девелопер «Сити-XXI век», компания по управлению коммерческой недвижимостью «Новард эстейт менеджмент лимитед» и один из крупнейших поставщиков промышленного и строительного оборудования – «Рутектор». Основатели и владельцы группы – член президиума правления «Опоры России» Андрей Илиопуло, вице-президент и председатель Национального обувного союза Сергей Саркисов, бизнесмены Вадим Кириллов и Алексей Костюшин. Выручка ООО «Эсперанс» в 2021 г. составила 8,2 млрд руб., а чистая прибыль – 946 млн руб.
2Mood создана в 2017 г. Полиной Подплетенной, Екатериной Гаюр и Кристиной Хоронжук. Сейчас крупнейший владелец ритейлера – бывший гендиректор рязанского завода автофургонов «Центртранстехмаш» Сергей Борисов, ему принадлежит доля в 35,44%. 2Mood управляет девятью магазинами в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону. Выручка компании в 2021 г. составила 357 млн руб., чистая прибыль – 45 млн руб. 2Mood работает в сегменте «средний плюс», где сегодня представлены коммерчески успешные бренды российских дизайнеров Akhmadullina, Emka, Pompa, Gate 31, Lime и проч., говорит Лебсак-Клейманс. Ее зарубежными конкурентами, по ее словам, были Massimo Dutti, Сos, Guess, &Other Stories. Рыночную стоимость бизнеса 2Mood генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров оценивает не менее чем в 300 млн руб.
Несмотря на то что у «Эконики» до 2Mood не было собственных инвестиций в сегменте одежного ритейла, компания периодически вступала в различные партнерства с игроками этого рынка, сказали опрошенные «Ведомостями» эксперты. Лебсак-Клейманс говорит, что этот бренд первым поддержал и успешно реализовал идею коллаборационных проектов (например, Ekonika x Ushatava, Ekonika by Julia Vysotskaya, Alena Akhmadullina for Ekonika и проч.). Тем не менее она полагает, что компания не станет существенно увеличивать в своем портфеле число одежных марок. «Безотносительно размера доли партнерское участие в дополнительном бизнесе ответственно и трудозатратно», – резюмирует она.
Эксперты обращают внимание на возможные риски такой инвестиции. «Рынок одежды сейчас крайне нестабилен, – говорит Олег Воронин, владелец российского бренда одежды I Am Studio. – На фоне снижения спроса по экономическим причинам люди готовы тратить деньги лишь на проверенную годами продукцию, тогда как потенциальным покупателям нужно время, чтобы присмотреться к новой марке».
Глава ритейл-департамента CORE.XP Марина Малахатько добавляет, что развитию одежного сегмента мешает рост стоимости сырья и логистических расходов, что может привести к росту цен на конечный продукт. По ее словам, тормозом для развития таких сетей является высокая стоимость кредитования розничного бизнеса банками. Сами ритейлеры инвестировать 100% оборотных средств в открытие новых магазинов не могут, резюмирует она.
Консолидация в сегменте одежды сейчас резко ускорится, так как крупным российским ритейлерам для того, чтобы занять площади, освободившиеся после ухода с рынка международных игроков, нужны новые бренды, которые имеют потенциал для развития, прогнозирует Бурмистров.