«Яндекс.Еда» запустила сервис по организации корпоративного питания
Крупных игроков в этом сегменте пока нетКомпания «Яндекс.Еда» запустила сервис по организации питания корпоративных сотрудников компаний, сообщил ее представитель. По его словам, сотрудники партнеров сервиса с помощью специальной программы и приложения смогут оплачивать через корпоративный счет еду в ресторанах, столовых и вендинговых автоматах. Инвестиции в этот проект собеседник «Ведомостей» не раскрыл, но сообщил, что, согласно оценке компании, общий оборот этого направления будет сопоставим с сегментом доставки из магазинов «Яндекс.Еды».
В 2021 г. этот показатель составил 10,4 млрд руб. Он напоминает, что за счет работодателей в России ежедневно оформляется 1,9 млн заказов еды. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров уточняет, что это, скорее всего, докризисные показатели. Сейчас различные компании, по его оценке, делают примерно 1,6 млн заказов в день.
«Многие предприятия все еще простаивают под влиянием санкций», – объясняет он. Тем не менее у этого сегмента есть хороший потенциал роста: он может увеличиться до 2 млн заказов до конца года, считает эксперт. У бизнес-направления, выбранного «Яндексом», должна быть хорошая рентабельность за счет сниженных расходов на маркетинг, полагает сооснователь агрегатора доставок еды Chibbis Роман Копнин. К тому же, по его словам, в этом бизнесе высокая возвратность и частотность заказов, так как сотрудники обедают каждый рабочий день.
Готовых решений, позволяющих организовать корпоративное питание сотрудников под ключ, на рынке немного, а те, что есть, не закрывают все потребности клиентов, считает представитель «Яндекс.Еды».
По его словам, на это способны лишь офисные и заводские столовые с компенсацией за комплексный обед или микромаркеты в офисах с оплатой за счет сотрудника. Последний формат с 2018 г. развивает «Вкусвилл» – тогда был открыт первый микромаркет компании, рассказал представитель ритейлера. Это работающий на доверии вендомат, включающий в себя несколько холодильников и стеллажей, а также кассу самообслуживания. Сейчас в портфеле ритейлера более 500 таких точек в офисах Москвы и Подмосковья, еще 30 микромаркетов работают в Санкт-Петербурге. Размещаются микромаркеты внутри закрытых офисов, но сотрудники не могут в них расплачиваться с корпоративного счета компании.
Первым партнером проекта «Яндекс.Еды» стал Ozon, организовавший оплату питания для своих сотрудников в микромаркетах, расположенных в столичном офисе, сообщил представитель маркетплейса. По его словам, у персонала есть временной интервал, когда они могут тратить деньги, а также суточный лимит расходов. Какое количество сотрудников может пользоваться этим сервисом, он не уточнил.
Всего в холдинге до начала СВО работало 45 000 человек. «Яндекс.Еда» также ведет переговоры с компаниями из сферы медиа и фармотрасли, говорит представитель сервиса. Он добавляет, что само приложение и программа могут быть адаптированы для компаний разных размеров и специализаций – от высокотехнологичных холдингов с офисами в столичных бизнес-центрах до заводов в регионах. Копнин же напоминает, что компенсация питания сотрудников в регионах развита слабо, в основном такая практика распространена в Москве и Санкт-Петербурге.
Рынок корпоративного питания оказался привлекательным не только для «Яндекса». Такое же бизнес-направление хотел запустить в 2022 г. и Chibbis, рассказал Копнин. Но от этой идеи пришлось отказаться из-за ухода из России многих потенциальных клиентов, компенсировавших питание своим сотрудникам, а это сильно снизило объем рынка. Кроме того, многие из них в текущей ситуации часто сокращают социальные льготы персоналу, добавил директор акселератора Фонда развития интернет-инициатив Дмитрий Калаев. Так что корректно оценить рынок сейчас не представляется возможным, резюмировал Копнин.
В июле доставкой готового питания для сотрудников столичных компаний занялся и холдинг Performance Group, развивающий бренды Level Kitchen и My Food. Сегмент корпоративного питания привлек компанию тем, что в нем практически нет предложения здоровой еды, рассказал его президент и основатель Артур Зеленый. Кроме того, по его словам, часть клиентов компании после почти двух лет удаленки вышли в офисы, где им требуется лишь один обед.
Оплачивать заказы у Performance Group может как сотрудник, так и сама компания. Холдинг намерен в течение года расширить площадь московского производства в 2,5 раза, сказал Зеленый, не уточнив абсолютных цифр. Сеть «Шоколадница» помимо развития собственных вендоматов сотрудничает с профильными партнерами «Обед.ру», «Содексо» и FoodCard, рассказал представитель компании. Разрабатывать собственные IT-решения в сегменте корпоративного питания «Шоколадница» пока не планирует. «Обед.ру», запустившийся в 2004 г., как раз является пионером в сегменте корпоративного питания, остальные игроки гораздо меньше него, говорит Копнин.
Тем не менее серьезных прямых конкурентов у «Яндекс.Еды» в этом сегменте не будет, считает Бурмистров. Но есть риск, что такие конкуренты, как «Сбер» или ВТБ, немного понаблюдав за сервисом, начнут его повторять, считает Калаев. Продукт логично встраивается в зарплатные проекты. Если банки запустят «свою машину продаж», то «Яндексу» будет сложно конкурировать, так как ему надо создавать новый канал продаж, а не встраиваться в уже существующий, говорит он. Банк в рамках зарплатного проекта уже сделал подобный сервис с несколькими компаниями, позволяя их сотрудникам оплачивать питание в кафе на территории самой организации с корпоративного счета, сообщил начальник управления «Зарплатные проекты» ВТБ Гариф Ромашкин. Запросы в «Сбер», «Содексо» и FoodCard, «Обед.ру» и Delivery Club остались без ответа.