У рынка тихих вин – новый лидер

Это компания из-под Санкт-Петербурга
Некоторые производители смогли перейти полностью с импортного на отечественное сырье/ Андрей Гордеев / Ведомости

На рынке тихих вин в 2021 г. сменился лидер, следует из данных Росалкогольрегулирования, предоставленных «Ведомостям» несколькими участниками рынка (официально они не раскрываются). На первом месте по итогам прошлого года оказался Гатчинский спиртзавод (ГСЗ), который за этот период выпустил 2,5 млн дал тихих вин, он сместил с первого места ГК «Ариант».

В основном продукция предприятия, расположенного в Ленинградской области, представлена недорогими напитками в упаковке Tetra Pak, следует из данных интернет-витрин ритейлеров. Среди его брендов – столовое вино «Белые цветы», белое сладкое Dolce Argentina, а также фруктовые вина «Спелая вишня», «Ягода малина» и проч. ГСЗ, кроме того, владеет заводом марочных вин «Коктебель» в Крыму, который произвел в прошлом году 146 470 дал тихих вин, а также собственными виноградниками (1070 га, по данным сайта компании).

Владельцы предприятия – Михаил и Елена Якубчики. Представитель ГСЗ на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Исторически ГСЗ специализировался на производстве недорогих вин из импортных виноматериалов, напоминает партнер консалтинговой компании Double Magnum Wine Consulting Андрей Григорьев. После вступления в силу в 2020 г. закона о виноделии (он ограничивает использование такого сырья) компания могла переориентироваться на российские аналоги, хотя это непросто в условиях резкого роста цен на отечественный виноград и его дефицита. Недорогая продукция пользуется популярностью у нас в стране уже долгие годы, поскольку «потребитель голосует рублем», рассуждает эксперт.

Прирост производства у ГСЗ по итогам прошлого года был незначительным – всего 4%. Выйти на первое место удалось, поскольку прежний лидер – группа «Ариант» – напротив, сократила выпуск тихих вин. Входящая в ее состав «Кубань-вино» (крупнейший в стране владелец виноградников площадью свыше 9000 га) снизила этот показатель на 16% до 2,26 млн дал.

Еще одна ее площадка – «Центр пищевой индустрии – Ариант» («ЦПИ-Ариант») – в прошлом году и вовсе не выпускала такие напитки (годом ранее их производство составило 18 580 дал). Представитель ГК «Ариант» цифры подтвердил. Снижение, по его словам, связано с решением группы увеличить производство игристых вин: оно у «Кубань-вино» выросло на 23% до 2,25 млн дал, плюс еще 292 710 выпустила «ЦПИ-Ариант». Интерес к ним представитель группы объясняет тем, что многие производители ушли с этого рынка после принятия закона о виноделии и спрос на качественную продукцию вырос. Также этому способствовал хороший урожай сортов, идущих на производство именно игристых вин, добавляет собеседник «Ведомостей». 

Действительно, некоторые производители игристых вин, которые специализировались на иностранных виноматериалах, сократили производство. Например, одна из крупнейших компаний в этом сегменте – «Игристые вина» – снизила выпуск практически на 36% к уровню 2020 г. и на 50% к 2019 г. (тогда еще не вступил в силу новый закон) до немногим более 1 млн дал, следует из данных статистики. По словам гендиректора компании Юрия Дудко, компания переориентировалась на отечественные виноматериалы, но пока их недостаточно для полной загрузки мощностей. Ранее «Игристые вина» запустили производство в Молдавии, но его текущие объемы он не уточнил. Лидером в этой категории осталась группа «Абрау-Дюрсо», чье производство превысило 2,48 млн дал (ЗАО «Абрау-Дюрсо», ООО «Лоза», без учета «Винодельни Ведерниковъ»). 

Третье место по выпуску тихих вин занимает еще один крупный владелец виноградников «Фанагория» (их площади – 3500 га): производство у нее сократилось на 23% до 1,6 млн дал. Такая динамика связана с высокой базой: в 2020 г. производство росло, поскольку до вступления в силу закона о виноделии (26 июня) компании необходимо было использовать остатки импортных виноматериалов, говорит гендиректор этой компании Петр Романишин. По его словам, общие ежегодные продажи тихих и игристых вин, виноградных дистиллятов у компании в среднем составляют 2,2 млн дал.

Некоторые производители смогли перейти полностью с импортного на отечественное сырье. У ГК «Алвиса» более 50% вина раньше производилось из испанских виноматериалов, но со вступлением закона в силу компания перешла на продукцию российских поставщиков «без потери в качестве», говорит представитель компании. В итоге, по его словам, суммарное производство выросло на 2% до 1,49 млн дал.

По данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, в 2021 г. производство винодельческой продукции (вина, игристые, винные напитки) в России сократилось на 14,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 60,3 млн дал (минус 31% к 2019 г.). При этом импорт тихих вин в январе – ноябре вырос на 11% до 26,7 млн дал, игристых – на 33% до 6,6 млн дал. Российское производство сокращалось прежде всего из-за плохого урожая винограда в 2020 г., говорит Григорьев. Влиял и эффект высокой базы: до вступления закона в силу многие виноделы наращивали производство. Кроме того, в массовом сегменте пока у импорта лучшее соотношение цены и качества. Несмотря на реформу виноделия (введение налоговых вычетов, ограничений для импортного сырья и т. д.) и различные меры поддержки, пока не все потребители знают о преимуществах отечественной продукции, отмечает Григорьев. По его мнению, переход преимущественно на российские вина произойдет при дальнейшем реформировании рынка примерно в течение 10–15 лет, когда господдержка станет еще более масштабной и эффективной. Пока же 30% в потреблении игристых вин занимает импорт, а в тихих – около 50%, говорит президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович.