На границе с Финляндией начались усиленные досмотры посылок с продуктами
Перед Новым годом сыр и красную икру проверяют до 20 днейВ конце октября и ноябре в международном автомобильном пункте пропуска (МАПП) «Торфяновка», расположенном на российско-финской границе в Выборгском районе Ленинградской области, таможня начала задерживать и тщательно проверять фуры, везущие сборный груз для российских покупателей-физлиц из финских интернет-магазинов.
Как сообщил «Ведомостям» представитель логистической компании СДЭК, в течение последних нескольких недель поступило «много жалоб от интернет-магазинов финских товаров и их клиентов на значительное увеличение сроков доставки». Задержки составляют в среднем 5–6 дней, говорит он. «Уже больше месяца сотрудники автомобильного таможенного пункта на российско-финской границе проводят усиленные досмотры ввозимых товаров», – отметил собеседник.
В Сообществе топ-менеджеров логистических компаний (входит несколько десятков компаний, в том числе «Европак», Pony Express и проч.), а также в Atma Trade Oy Group (финский гипермаркет и интернет-магазин Laplandia) подтвердили «Ведомостям», что сталкивались с аналогичными проблемами на российско-финской границе.
По словам представителя СДЭК, автомобили, доставляющие экспресс-заказы из Финляндии для физлиц, неоднократно задерживались на переходе для проведения таможенного досмотра по «размытой и невнятной формулировке». Она звучала следующим образом: «Возможно, в выделенной области перемещается товар, не соответствующий по характеристикам товару, указанному в товаросопроводительной документации».
300 000 руб.
составил ущерб от отправки на досмотр четырех фур
«Автомобили держали в «Торфяновке» несколько дней, товары досматривали, нарушений не выявляли и далее отправляли на пост таможенного оформления, где после подачи декларации по служебной записке с МАППа могли провести досмотр в отношении вызывающих подозрение посылок», – отметил представитель СДЭК.
По словам владельца компании Atma Trade Oy Group Мохамaда Дарвича, компания заранее отправляет товаросопроводительную и другую документацию с характеристиками товара, данными на машину, водителя и т. д. Он говорит, что обычно товары проверяют на таможенном пункте в конечной точке: «Если ранее таможенники на финско-российской границе сомневались в той или иной посылке, то они сообщали об этом в Москву, где таможня уже сама решала вопрос. Но теперь они решили сами вскрывать и досматривать посылки».
По словам Дарвича, в конце октября полную фуру с 26 паллетами задержали в «Торфяновке» на неделю вместо 1–2 дней, вскрыли порядка 100 посылок. Он добавил, что из-за дополнительных проверок сроки доставки выросли с 3–7 дней почти до 20.
По мнению СДЭК, к увеличению сроков прохождения таможни привело наличие товаров, ввоз которых физлицами для личных потребностей допускается в ограниченном количестве. Это товары, подлежащие ветеринарному или фитосанитарному контролю, – продукты животного происхождения, включая сыры, молочку, мед, консервы, чай, кофе. Физлицо имеет право ввезти до 5 кг таких товаров.
По словам Дарвича, в посылках в задержанных автомобилях были товары «из супермаркета», в том числе сыры, икра, кофе, чай. «Эти товары люди покупали самостоятельно, когда границы были открыты», – отмечает он, добавляя, что их стоимость даже с учетом доставки ниже, чем в России. В ноябре 1 кг икры форели в России стоит более 5000 руб., а в Финляндии – около 41,5 евро, или 3500 руб. (по курсу 23 ноября).
Логистические компании теряют за простой автомобиля в сутки по 150 евро и около 75 000 руб. за погрузочно-разгрузочные операции. По словам представителя СДЭК, ущерб от отправки на досмотр четырех фур составил как минимум 3000 евро и 300 000 руб.
«Перевозчики стали отказываться предоставлять транспорт под погрузку в интернет-магазины», – добавил собеседник «Ведомостей».
На Выборгской таможне не сообщили причины увеличения сроков досмотра скоропортящихся грузов. По данным ведомства, за 10 месяцев 2021 г. через автомобильные пункты пропуска в регионе деятельности Выборгской таможни перемещено 291 440 грузовых транспортных средств (ТС). В отношении товаров, перемещаемых на 1067 из них, было принято решение о проведении таможенного досмотра, что составляет 0,37% от общего числа.
По словам начальника Выборгской таможни Евгения Медведева, после предъявления товаров незамедлительно начинается таможенный досмотр (визуальный осмотр, измерение, взвешивание и т. д.). Большая часть времени тратится на проведение дополнительных мероприятий – выгрузку товаров и их разделение до начала досмотра по видам и наименованиям. В 2021 г. «при поступлении обращений руководителей фирм-перевозчиков на длительность таможенных операций» проводились проверки, говорит Медведев. «В случае подтверждения фактов должностные лица таможенных постов привлекались к дисциплинарной ответственности», – резюмировал он.
Но проблемы в «Торфяновке» возникали и ранее. По словам основателя и генерального директора логистической платформы Cargotogo Владимира Павловского, этот МАПП уже полностью исчерпал свои технические возможности и не справляется с трафиком. Российская и финская стороны приняли решение о модернизации МАППа – инвестиции составят $30 млн.
В Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) рассказали «Ведомостям», что решение о направлении ТС на досмотр таможенный инспектор принимает, основываясь на показаниях системы управления рисками (СУР). Наиболее часто СУР срабатывает при расхождении веса груженой фуры при взвешивании в пункте пропуска с данными товаросопроводительных документов и свидетельства о регистрации ТС. «При перевозке сборных грузов может перемещаться несколько десятков или даже сотен наименований товаров. Многообразие номенклатуры и некорректное описание грузоотправителем характеристик товара приводят к более частому срабатыванию СУР. Таможенный досмотр в таких случаях назначается чаще», – говорят в АСМАП.
Источник в крупной логистической компании сообщил «Ведомостям», что участники рынка давно предлагают изменить схему таможенных досмотров – проводить их не при въезде в страну, а в таможнях назначения. «Количество складов временного хранения на границе несоизмеримо меньше, чем внутри страны, значит, и очередей при досмотрах будет меньше. Кроме того, грузополучатель территориально находится, как правило, сравнительно недалеко от склада и может оперативно заняться решением проблем с грузом на месте», – считает он.
«Ведомости» направили запросы в Минтранс, логистические компании и финские интернет-магазины.