Российский агростартап Agro.Club привлек $5 млн от иностранных фондов

Среди инвесторов фонд голландского банка Rabobank
Agro.Club предоставляет два вида услуг: он развивает маркетплейс и предлагает IT-решения для продавцов товаров для сельского хозяйства / facebook.com/agro.club1

Голландский фонд Rabo Frontier Ventures и греческий VentureFriends стали основными участниками раунда инвестиций на $5 млн в российский сельскохозяйственный стартап Agro.Club, сообщили представители сторон. Размер вложений каждой из компаний они не уточнили.

Agro.Club предоставляет два вида услуг. Во-первых, в России он развивает маркетплейс для заключения сделок купли-продажи зерна с возможным последующим сопровождением (оформление сделок, организация логистики и проч.). По данным площадки, к ней сейчас подключено более 17 000 фермеров. Во-вторых, компания предлагает IT-решения для продавцов товаров для сельского хозяйства (семян, средств защиты растений, удобрений) в США и Канаде. При помощи этой системы можно отслеживать движение продукции, делать индивидуальные предложения покупателям, анализировать динамику продаж и на основании этих данных давать им рекомендации о повышении эффективности.

Сам стартап был основан в 2018 г. Егором Кириным, который ранее руководил российским и европейским подразделениями в американском производителе семян и средств защиты растений Monsanto. Позже он отвечал за весь международный маркетинг холдинга «Еврохим». Оборот компании за прошлый год, по собственным данным, составил $40 млн.

Год назад Agro.Club привлек $1,5 млн инвестиций от входящего в Райффайзенбанк фонда Elevator Ventures и инвестфонда Speedinvest. Они принимали участие и в текущем раунде, сообщили представители фондов и самого стартапа. Размер вложений они также не раскрыли.

Rabo Frontier Ventures принадлежит нидерландскому банку Rabobank, который специализируется на финансировании компаний сельского хозяйства и пищевой промышленности. Фонд инвестирует на ранних стадиях в компании, развивающие финансовые и аграрные технологии, его размер – 150 млн евро. Venture Friends специализируется на вложениях в компании из сфер финтеха, туристических технологий и маркетплейсах. Его размер более 100 млн евро.

Привлеченные инвестиции пойдут прежде всего на дальнейшую географическую экспансию Agro.Club, говорит Кирин. По его словам, он планирует в 2021 г. запустить сервис в Испании, Великобритании, а в следующем году в Польше, Венгрии, Бразилии и Аргентине. Во многих странах цифровые решения для поставщиков семян, средств защиты растений, удобрений сейчас пользуются спросом, объясняет он. Управляющий партнер Rabo Frontier Ventures Юрун ван Дурник также отметил, что сельскохозяйственный сектор требует инноваций. С этим согласна и руководитель центра инноваций Райффайзенбанка Евгения Овчинникова. Мировой рынок таких технологий вырастет вдвое к 2025 г. и превысит $10 млрд, ссылается она на данные BlueWeave Consulting. Технологии Agro.Club, по ее мнению, помогают повысить прозрачность расчетов и доверие между игроками рынка.

В России с Agro.Club сотрудничает, например, Новомосковский мелькомбинат, говорит его менеджер Яна Шмакова. Правда, по ее словам, стартап по факту выполняет функцию трейдера: закупает зерно у аграриев и доставляет его на предприятие. Она не исключила, что в дальнейшем стороны будут сотрудничать и при помощи цифровой платформы. Другие опрошенные «Ведомостями» эксперты также говорят, что услуги маркетплейса в России пока не сильно востребованы. В подавляющем большинстве случаев переработчики продолжают покупать зерно напрямую у производителей или трейдеров, говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. По его словам, это более привычно и понятно, основной круг покупателей и продавцов в своем регионе обычно известен. Кроме того, стороны часто в таких сделках договариваются о скидках, графике вывоза зерна и т. д. напрямую, это пока сложно сделать в рамках маркетплейса, считает он.

Участники рынка используют цифровые технологии, но, как правило, речь идет не о независимых сервисах, а о платформах крупных трейдеров, говорит председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. Они имеют конкретных бенефициаров, которые по факту могут гарантировать покупку значительного объема продукции. Так происходит не только в России, но и во всем мире, констатирует он.