Почему «Россия» активнее всех в мире использует флот легендарных Boeing 747
Крупнейшие мировые игроки не могут найти пассажиров для сверхвместительного Jumbo JetНациональный перевозчик Австралии Qantas сообщил в конце прошлой недели о завершении эксплуатации последнего самолета Boeing 747 в своем парке, свой финальный рейс лайнер совершил из Сиднея в Лос-Анджелес. Qantas летала на этой модели 40 лет. Ранее в июле о выводе из эксплуатации Boeing 747 сообщила British Airways, она была крупнейшим в мире оператором данной модели (31 лайнер). Ранее British Airways планировала полностью отказаться от Queen of the Skies только в 2023–2024 гг., но ускорила вывод из-за сокращения спроса, вызванного пандемией COVID-2019.
Лидером по количеству пассажирских Boeing 747 в парке стала крупнейшая европейская авиакомпания – немецкая Lufthansa: у нее 28 таких лайнеров. На 2-м месте – национальный перевозчик Южной Кореи Korean Air с 23 судами, на 3-м – авиакомпания «Россия» («дочка» «Аэрофлота») с девятью.
Boeing 747 – легендарная модель, первый в мире дальнемагистральный самолет, он сделал возможными беспосадочные перелеты между Европой и США. Поставки Boeing 747 авиакомпаниям начались в 1970 г. Это самый узнаваемый из летающих сейчас гражданских самолетов благодаря горбу в носовой части, где расположена верхняя палуба. Это также самая вместительная из всех моделей Boeing. У «России» они вмещают 510 пассажиров в эконом- и 12 в бизнес-классе.
Больше всего 747 летают у Korean Air – 11 судов, но остальные 12 простаивают, следует из данных ресурса flightradar24. У Lufthansa простаивают 20 Boeing 747, летают только восемь. Активнее всех в мире использует свой флот Jumbo Jet именно «Россия»: у нее летают восемь таких лайнеров. Только девятый с весны простаивает в аэропорту г. Шарджа (ОАЭ), но скоро будет использоваться весь флот. До конца месяца его планируется перегнать в Россию и также задействовать в перевозке пассажиров, говорит представитель «России». Для сравнения: национальный перевозчик Китая Air China поставил на бетон три из восьми своих Boeing 747, национальный перевозчик Таиланда Thai Airways – все восемь. У эксплуатантов грузовых Boeing 747, наоборот, все хорошо: ограничения для грузовых авиаперевозок не вводились, а спрос на них заметно вырос, так как часть грузов ранее перевозилась пассажирскими лайнерами.
«В период пандемии и резкого спада спроса размеры Boeing 747 и его французского аналога Airbus 380 стали избыточными, авиакомпании просто не могут заполнить их пассажирами», – говорит директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Даже до пандемии популярность четырехдвигательных Boeing 747 и Airbus 380 падала, авиакомпании отказывались от них в пользу двухдвигательных дальнемагистральных самолетов – Boeing 777 и Boeing 787, Airbus 330 и Airbus 350, которые потребляют значительно меньше топлива.
«Наш флот Boeing 747 используется в основном для перевозки пассажиров из городов России на черноморские курорты – в том числе из Хабаровска и Владивостока в Сочи и Симферополь. Загрузка рейсов, которые продаются в рамках комплексного туристического продукта, составляет практически 100%, даже в эконом-классе лайнеров свободными остается от одного до четырех мест», – рассказал представитель «России». Вся страна с конца марта до июня просидела на самоизоляции, пассажирские перевозки весной упали в 11–12 раз и начали восстанавливаться только во второй половине июня. Международные перелеты из России будут разрешены с 1 августа только в три страны – Турцию, Великобританию и Танзанию, поэтому российские курорты пользуются повышенным спросом. «Большой внутренний российский рынок позволяет загрузить даже Jumbo Jet. У других стран нет таких пространств, а глобальные международные перевозки только начали восстанавливаться», – отмечает Пантелеев.
Airbus уже сообщила о прекращении выпуска своего Jumbo Jet – Airbus 380 – в 2021 г. Корпорация Boeing также прекратит производство Boeing 747, рассказал «Ведомостям» топ-менеджер российского заказчика этой модели. «На данный момент компания Boeing продала 1556 лайнеров данной модели своим заказчикам по всему миру. Из них активно используется около 500 лайнеров – как в пассажирской, так и в грузовой версии», – говорит представитель Boeing. «Для выполнения обязательств по уже существующим заказам по программе Boeing 747 при темпе производства 0,5 самолета в месяц потребуется более двух лет производства», – добавляет представитель компании.
«Россия» не планирует отказываться от эксплуатации флота Boeing 747 как минимум до 2023–2024 гг., говорит представитель авиакомпании. «Из более новых и экономичных с точки зрения расхода топлива моделей Boeing 747-8 в настоящее время используются восемь самолетов, остальные 11 стоят на парковке, при росте спроса он будет покрываться в том числе этими лайнерами», – рассказал представитель Lufthansa. Более возрастные Boeing 747-400 все находятся на парковке, в среднесрочной перспективе Lufthansa не будет использовать 747-400, а в долгосрочной перспективе решение по этой модели не принято, добавил собеседник «Ведомостей».