«Магнит» тестирует новый формат мелкооптового магазина

Теперь его подход напоминает методы главного конкурента – центров Metro Cash & Carry в России
Максим Стулов / Ведомости

Второй по выручке ритейлер в России – «Магнит» решил изменить формат своих магазинов для оптовых продаж «Магнит-опт», рассказал его представитель.

Отдельный оптовый формат «Магнит» начал тестировать еще в 2017 г. Значительная часть «Магнит-оптов» – это бывшие гипер- или супермаркеты «Магнит», их средняя площадь – около 2500 кв. м. Ассортимент, оформление торгового зала, выкладка товара были сделаны специально из расчета на покупку мелким оптом, например, часть товара выкладывается в заводской упаковке, в коробах. Пока для «Магнита» это скорее экспериментальный формат: всего 20 точек более чем из 18 000 магазинов группы в Архангельске, Выборге, Ирбите, Казани, Краснодаре, Новосибирске, Оренбурге, Саратове, Электростали и других городах.

21-й «Магнит-опт» в новом формате открылся в Липецке на второй неделе сентября. Это новый магазин, не переформатированный супер- или гипермаркет, уточнил представитель компании. Ритейлер решил внедрить новое ценообразование. Раньше он старался, чтобы цены «Магнит-оптов» были самыми низкими среди его собственных магазинов и ближайших точек других сетей, а теперь его подход напоминает ценообразование главного конкурента – центров Metro Cash & Carry в России. «Магнит-опт» начал предоставлять покупателям скидку за сумму покупки – 5–25% за покупку трех и более единиц одного наименования товара, говорит его представитель.

Около двух лет назад Metro начала поощрять крупные покупки, чтобы вернуть покупателей и поднять средний чек. Для единичных покупок продуктов были установлены одни цены, средние по рынку или ниже, для трех штук – меньшие, а для шести и более штук – еще более низкие, оптовые, отмечает представитель компании. Трехуровневые цены позволяют «оздоравливать» продажи, говорит представитель Metro: «Предложение на группы товаров становится постоянным без привязки к краткосрочным нерегулярным акциям. Для профессиональных клиентов это имеет огромное значение, так как они могут рассчитывать на постоянную цену каждый день и не зависеть от акций».

Помимо нового ценообразования «Магнит» добавил ассортимент для профессиональных покупателей – около 1000 наименований бакалеи, кондитерских изделий, бытовой химии, напитков и др., которые они могут заказать по предоплате по отдельному каталогу в магазине, сказал представитель ритейлера. Еще одно нововведение – менеджер по опту, который будет помогать с заказами профессиональным клиентам. «Мы планируем внимательно анализировать обратную связь по обновленной концепции и будем рассматривать возможность тиражировать ее на все магазины «Магнит-опт», – отмечает директор по управлению розничной сетью «Магнит» Руслан Исмаилов.

«Магнит-опт» до сих пор, как правило, открывался на месте гипер- и супермаркетов, у которых были проблемы с потоком покупателей, напоминает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Сокращая площадь и пересматривая ассортимент, ритейлер добивался роста сопоставимых продаж точки, по оценке Бурмистрова, на 7%, а также увеличения выручки с 1 кв. м на 30–50%, что очень много. То, что «Магнит-опт» нового формата открылся не на месте старого магазина, говорит о том, что ритейлер дал шанс самостоятельному развитию этого формата и рассчитывает именно на оптовых клиентов, средний чек которых может составлять около 15 000 руб., считает эксперт.

Сейчас 60% покупателей «Магнит-опта», по данным компании, – это обычные розничные клиенты, а 40% – мелкий опт, долю которого ритейлер планирует наращивать за счет оптовой скидки и развития услуг для профессиональных клиентов. Средний чек «Магнит-опта» за январь – июнь 2019 г. – 590 руб., указывает представитель ритейлера.

Для Metro пересмотр формата «Магнит-опта» наряду с развитием оптовых продаж дистрибутором «Мегаполис» создает очень серьезную угрозу, полагает Бурмистров. Metro, как считает эксперт, не случайно начала сотрудничество с Instamart по продаже населению онлайн, а также делает ставку на работу с отелями и общепитом: конкуренты вытесняют немецкую компанию с рынка оптовых продаж более мелкой рознице, где главный фактор – цена. «А конкурировать ни с «Магнитом», ни с «Мегаполисом» по закупочной цене Metro не может», – рассуждает эксперт.

Представитель Metro на вопрос об ужесточении конкуренции ответил, что оптовое ценообразование «требует значительных инвестиций, специально выстроенной логистики и процессов». «Все это было и остается нашей сильной стороной, стратегическая ориентация на оптового профессионального клиента делает нас очень устойчивым бизнесом при игре вдолгую и позволяет не опасаться конкуренции», – полагает он.