«Дикси» начала избавляться от супермаркетов «Виктория» в Московском регионе
Часть площадей заберет владелец «Перекрестков» и «Пятерочек»Один из крупнейших продовольственных ритейлеров России – группа «Дикси» обсуждает продажу супермаркетов «Виктория» в Московском регионе. Об этом «Ведомостям» рассказали сотрудник группы, работники одного из столичных супермаркетов и менеджер конкурента «Дикси», с которым обсуждалась возможность покупки части магазинов. Он утверждает, что часть столичных площадей «Виктории» может быть продана крупнейшей торговой сети страны – X5 Retail Group, которая управляет магазинами у дома «Пятерочка», супермаркетами «Перекресток» и гипермаркетами «Карусель».
Сотрудник одной из «Викторий» на севере Москвы рассказал, что персоналу магазина уже объявили о закрытии супермаркета весной по завершении срока аренды, остальные точки отойдут другим торговым сетям либо закроются.
Супермаркеты «Виктория» работают всего в трех регионах – Москве и Подмосковье, а также в Калининградской области. Всего в сети 129 магазинов, в том числе в Московском регионе 50. В сети магазинов у дома «Дикси», по ее данным, на начало 2018 г. 2534 магазина.
«Дикси» договорилась о переуступке прав аренды по четырем подмосковным супермаркетам «Виктория» в пользу X5, сообщил представитель «Дикси». Это, по его словам, нужно для снижения общей долговой нагрузки группы до показателей ниже 2 EBITDA. Представитель X5 подтвердил договоренность по четырем подмосковным супермаркетам конкурента: «Ремонт и смена вывесок на этих объектах начнутся в конце января». «Х5 рассматривает все возможности развития бизнеса, в том числе точечные открытия магазинов в помещениях, которые занимают другие ритейлеры», – добавляет он.
Участник переговоров между «Дикси» и X5 сказал, что по остальным точкам «Виктории» в Московском регионе переговоры могут быть либо в процессе, либо не начаты, либо кончились ничем. Представитель «Дикси» не стал это комментировать. Он лишь сказал, что «Дикси» собирается развивать бренд «Виктория» во всех регионах присутствия.
Группа «Дикси», контролируемая совладельцем крупнейшего в России дистрибутора сигарет «Мегаполис» Игорем Кесаевым, в последние годы теряет долю рынка. В итоге сеть сменила руководство, провела делистинг с Московской биржи. В первом полугодии 2018 г. ей удалось восстановить рост: продажи выросли на 4% до 146,7 млрд руб. Совокупный убыток группы за полугодие сократился в 6 раз до 235,2 млн руб. На середину 2018 г. общий долг группы «Дикси» достигал 3,4 EBITDA, оценивает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
Калининград – родной регион «Виктории», первый магазин там открылся в 1993 г. А в 2011 г. эту сеть купила «Дикси» за 25,6 млрд руб. «Сделка вывела нас в высшую лигу продуктового ритейла в стране», – приводятся в годовом отчете сети за 2013 г. слова совладельца «Дикси» Сергея Кациева. Супермаркеты стали отдельным дивизионом группы и позиционировались как бренд более премиальный по сравнению с магазинами у дома «Дикси».
При этом основное развитие группы в последующие годы обеспечивали магазины у дома. На июль 2018 г. на них приходилось 80% продаж. Но они убыточны, а «Виктория» приносит прибыль, следует из полугодового отчета группы по МСФО.
«Мегаполис» так и не смог реализовать позитивный эффект от слияния «Дикси» и «Виктории», считает Бурмистров. Прибыль, которую приносила «Виктория», нивелировал убыточный бизнес группы «Дикси», добавляет эксперт. Супермаркеты были в каком-то смысле дойной коровой, но в будущем не предвидится причин для роста их прибыли, а нынешние показатели позволяют получить оптимальные условия при продаже, рассуждает он.
В основном «Виктории» расположены в спальных районах, в центре жилых массивов, говорит руководитель отдела стрит-ритейла компании JLL в Москве Юлия Назарова. Их площади могли бы быть интересны магазинам детских товаров, бытовой техники или других продуктовых ритейлеров.
Продать супермаркеты в Московском регионе единым пулом было бы невозможно, полагает Бурмистров. У потенциального идеального покупателя – X5 – в нескольких муниципалитетах области действуют антимонопольные ограничения на развитие. На калининградский же бизнес «Виктории» сейчас сложно будет найти покупателя: регион со сложной логистикой, а потенциальных покупателей – федеральных ритейлеров – там нет. С другой стороны, там не такая агрессивная конкуренция и нет необходимости в продаже этого бизнеса сейчас, резюмирует Бурмистров.