Почему владелец Media Markt уводит бренд из России
Шансов стать лидером рынка не осталось, а без этого не получалось выйти в прибыльГруппа «Сафмар» Михаила Гуцериева договорилась о покупке российской сети бытовой техники и электроники Media Markt, сообщила Media-Saturn-Holding (MSH). Немецкая компания, в свою очередь, приобретет 15% в принадлежащей «Сафмару» сети «М.видео». Представитель «Сафмара» подтвердил сделку.
Магазины Media Markt после покупки «Сафмаром» будут переименованы в «М.видео» или в «Эльдорадо». По данным «М.видео», ребрендинг завершится во II квартале 2019 г.
С премией на выход
MSH передаст «Сафмару» российскую Media Markt. Этот бизнес оценен для сделки примерно в $170 млн, рассказали представители «М.видео». Общая сумма сделки составит $470 млн, сообщил председатель совета директоров «М.видео» Саид Гуцериев. По словам исполнительного директора компании Ceconomy (владелец MSH) Питера Хааса, MSH погасит долги Media Markt в России перед сделкой. Но их размер стороны не раскрывают.
За 15% «М.видео» немецкая компания заплатит 258 млн евро (около $331 млн). Цифра может сократиться на 86 млн евро в зависимости от выполнения «М.видео» целевых показателей EBITDA в 2018 и 2019 гг., уточнила MSH.
По данным источника «Ведомостей», близкого к одной из сторон сделки, немецкая компания исходила из оценки стоимости «М.видео» в размере $3,13 млрд. При этом капитализация ритейлера на Московской бирже на закрытие торгов 19 июня, накануне объявления о сделке, составляла около $1,17 млрд. Сделка Media Markt, «Сафмара» и «М.видео» – это большой успех для российских компаний, уверен директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко: «М.видео» оценена в буквальном смысле втридорога, при этом устраняется конкурент и увеличивается сеть.
Финдиректор Ceconomy Марк Фрезе так пояснил премию к рынку при оценке «М.видео»: немецкая компания считает, что рынок не полностью учитывает позитивный эффект от слияния «М.видео» с «Эльдорадо», а реальная доля бумаг «М.видео» в свободном обращении невысока.
Стороны хотят закрыть сделку не позднее сентября 2018 г. У «Сафмара» может остаться 42,7% «М.видео» (сейчас – 57,7%), в свободном обращении будет 42,3%, говорится в презентации компаний.
«Сделка «Сафмара», «М.видео» и MSH подтверждает: стратегия [сооснователя «М.видео» Александра] Тынкована правильная. Приятно видеть, что российский предприниматель вчистую переиграл международную сеть с большими финансовыми возможностями», – заключает Кривошапко.
Причины ухода
Media Markt пришла в Россию в 2006 г., но так и не смогла стать здесь лидером. После девальвации рубля в конце 2014 г. и спада на рынке ритейлер начал сокращать сеть и пытался реструктурировать бизнес. Оборот компании падал – с 53,6 млрд руб. в 2014 г., по данным «СПАРК-Интерфакса», примерно до 40 млрд в прошлом году, по оценке «Infoline-аналитики». Накопленный убыток российской Media Markt за последние пять лет аналитики Infoline оценивали в сумму свыше 13 млрд руб.
Ceconomy – крупнейший продавец потребительской электроники в Европе с долей рынка 13,5%, рассказал Хаас. Компания, по его словам, – лидер в 9 из 15 стран присутствия, в том числе в Германии, Испании и Италии. А в отрасли есть прямая корреляция между позицией на рынке и прибыльностью бизнеса, подчеркнул Хаас: «Поэтому мы определили стратегию – «стань лидером или уходи».
Помимо России сложности у Ceconomy были с онлайн-ритейлером Redcoon и магазинами в Турции и Швеции. Redcoon прекратила работу, в Турции бизнес удалось вернуть к росту, и, как считает Хаас, он на пути к лидерству. В России у Media Markt чуть более 3% рынка и нет шансов стать крупнейшей, полагает Хаас. Компания рассматривала вариант закрыть российский бизнес, но сделка с «Сафмаром» оказалась привлекательнее.
У Ceconomy есть и опыт партнерств с локальным лидером. Летом 2017 г. она купила 24,33% французского Fnac Darty. Позднее с этим ритейлером Ceconomy создала закупочный альянс, говорит Хаас: «Покупка 15% «М.видео» – следующий шаг». Предполагается, что российская компания войдет в закупочный альянс. Представитель «М.видео» не прокомментировал, как это повлияет на его цены закупки.
В сделке с «Сафмаром» у немецкой компании нет опциона на увеличение доли в «М.видео», говорит представитель российской группы. Представитель Ceconomy вчера не ответил на вопрос.
Техничный шопинг
«Сафмар» получает уже четвертую сеть магазинов электроники за два года. В 2016 г. «Бин» (прежнее название «Сафмара») купил «МДМ банк», вместе с которым получил «Техносилу»; сейчас магазины ребрендированы или закрыты. В конце 2016 г. группа купила «Эльдорадо» у чешских PPF и Emma Capital, а еще через неделю сообщила о покупке контроля в «М.видео» у ее основателей Александра и Михаила Тынкованов и Павла Бреева.
Без покупки Media Markt «М.видео» никогда бы не смогла сама так нарастить сеть, заявил главный исполнительный директор «М.видео» Энрике Фернандес. «М.видео» получает 42 магазина в отличных местах, передало Reuters слова Тынкована. «Мы смотрели каждый магазин Media Markt в России, оценивали расположение, трафик, потенциал. Продажи с квадратного метра [в них] могут быть на уровне топ-магазинов «М.видео» и «Эльдорадо», на 35% выше, чем в среднем по остальным магазинам компании», – отметил он.
«М.видео», сказано в ее материалах, рассчитывает дополнительно получить от Media Markt до 110 млрд руб. выручки и до 11 млрд руб. EBITDA за 2019–2022 гг. А полученные «Сафмаром» средства от сделки с немецкой компанией могут отчасти пойти на выплаты долга перед ВТБ, добавил Reuters Саид Гуцериев. Два года назад «Сафмар» взял кредит в ВТБ на выкуп контроля в «М.видео», заложив свой пакет в ритейлере.
«Сафмар» консолидирует рынок, отмечает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева: «Ритейл потребительской электроники хоть и близок к завершению консолидации, но есть еще крупные игроки, в том числе торговые онлайн-площадки, которым могли бы быть интересны точки Media Markt».
В случае успешной интеграции объектов Media Markt немецкая компания может рассматривать и возможность получения контроля в «М.видео», указывает Колупаева. С другой стороны, добавляет она, наличие крупного западного акционера в России традиционно рассматривается как залог большей прозрачности бизнеса и качества корпоративного управления: «Еще одно потенциальное преимущество – защита от недружественного поглощения».