Возобновляемая энергетика обыграла ископаемое топливо
Инвестиции в нее вдвое превысили вложения в электростанции, работающие на традиционном сырьеМировые капиталовложения в возобновляемую энергетику составили в 2016 г. (последние доступные данные) $297 млрд, согласно Международному энергетическому агентству (МЭА). Тогда как инвестиции в выработку электроэнергии с помощью тепловых, газовых, угольных и атомных станций – $143 млрд. Это вызвано прежде всего снижением стоимости ветряной и солнечной энергии. По прогнозам МЭА, в период до 2025 г. на возобновляемую энергетику будет приходиться 56% чистых добавленных мощностей в электрогенерации.
Почему солнце дешевле
До относительно недавнего времени возобновляемая энергетика во многом поддерживалась за счет налоговых льгот и других государственных субсидий. Но издержки на производство солнечной и ветряной энергии устойчиво снижались в течение последнего десятилетия, что сделало ее более конкурентоспособной. Ее стоимость снизилась настолько, что «ветряные и солнечные [станции] теперь представляют собой наиболее дешевые варианты электрогенерации», утверждает Фрэнсис О'Салливан, директор по исследованиям Energy Initiative при Массачусетском технологическом институте.
Это начинает влиять на бизнес по производству электричества и электрооборудования. General Electric и Siemens уже столкнулись с ослаблением спроса на крупные газовые турбины и объявили о сокращениях персонала в соответствующих подразделениях. Между тем производители солнечных панелей, расположенные в основном в Азии, процветают. Теперь переход на возобновляемую энергетику зачастую обусловлен «исключительно экономическими соображениями», отмечает Даниэль Мерфельд, вице-президент и технический директор GE Renewable Energy: «Во многих местах это дешевле, а другие технологии стали дороже».
Развитие возобновляемой энергетики подстегнула стабильная государственная поддержка в Европе и других развитых странах. Но ее стоимость снизилась по другим причинам. Китай активно инвестировал в производство солнечных панелей, из-за чего возник избыток предложения недорогих панелей. Также инновации помогли производителям создать более длинные лопасти ветряных турбин, что позволило им вырабатывать значительно больше энергии по меньшей цене.
Кроме того, возобновляемая энергетика сегодня сталкивается с меньшим количеством препятствий, чем традиционные электростанции. Так, строительство АЭС задерживается в основном из-за технических проблем, а ТЭС – из-за беспокойства регуляторов по поводу изменения климата. В то же время пенсионные фонды в поисках стабильной и долгосрочной прибыли активно инвестируют в ветряные мельницы и парки солнечных батарей, что обеспечивает дешевое финансирование. Такие проекты «попросту легче построить», говорит Тони Кларк, бывший член Федеральной комиссии по регулированию энергетического рынка США.
К чему это привело
Устойчивый приток инвестиций в возобновляемую энергетику меняет систему электроснабжения домов и предприятий в разных странах мира. В 2017 г. на долю возобновляемых источников пришлось 12,1% произведенного электричества, по данным Frankfurt School of Finance & Management и Программы ООН по окружающей среде. Это в два с лишним раза больше, чем 10 лет назад (показатель не включает энергию, вырабатываемую крупными гидроэлектростанциями).
В США развитию возобновляемой энергетики помогли существовавшие более 20 лет налоговые льготы, но действие некоторых из них скоро прекратится. Около 17% электричества в США в прошлом году было выработано с помощью возобновляемых источников, включая ГЭС, согласно официальной статистике. «Думаю, доля возобновляемой энергетики в стране может достичь 40%, хотя 10 лет назад я бы сказал, что 20% – это максимум», – отмечает гендиректор Xcel Energy Бен Фоуки. Его компания на прошлой неделе объявила о плане инвестировать $2,5 млрд в проект, который увеличит мощности солнечной и ветряной генерации на 1800 МВт, а также в батареи для хранения энергии.
Конкуренция ужесточается
Возобновляемая энергетика теперь может конкурировать с ТЭС и АЭС во многих странах. В 2017 г. средняя стоимость электричества, вырабатываемого ветряками на суше, составила $60/МВт ч, а солнечными панелями – $100/МВт ч, по данным Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA). Для сравнения: стоимость электроэнергии, генерируемой на новых ГЭС и ТЭС, колеблется в пределах $50–170/МВт ч.
В развивающихся странах возобновляемая энергетика тоже становится привлекательнее благодаря снижению издержек и доступному финансированию. В ноябре итальянская Enel выиграла тендер на строительство электростанций в Чили, хотя в нем также участвовали проекты ТЭС. Enel построит ветряные, солнечные и геотермальные станции и будет продавать электричество примерно по $32,5/МВт ч. Даже без субсидий это дешевле, чем у многих существующих электростанций, работающих на газе и угле.
Стоимость возобновляемой энергии может снизиться еще сильнее. Саудовская Аравия в этом году выдала контракт на строительство солнечного парка мощностью 300 МВт для продажи электричества по $17,9/МВт ч. Это возможно благодаря низкой стоимости труда на Ближнем Востоке. На аукционе в Мексике в прошлом году были заявки от иностранных компаний, обещавших продавать электричество дешевле $21/МВт ч без субсидий. Это намного ниже средней цены на спот-рынке электроэнергии, которая в 2017 г. составляла около $70/МВт ч, отмечает Вероника Ирасторса из консалтинговой фирмы NERA. «Возобновляемая энергетика будет конкурировать с ТЭС и интегрируется в систему быстрее, чем я предполагала еще пять лет назад», – утверждает она.
Перевел Алексей Невельский