Нефтяники и «Ростех» просят Путина ограничить миноритариев в доступе к информации

Компании предлагают поправить закон об акционерных обществах
Мелкий собственник, по мнению наиболее крупных российских компаний, не заслуживает права знать все о своей собственности / Евгений Разумный/ Ведомости

Президенты «Лукойла» Вагит Алекперов и «Транснефти» Николай Токарев, гендиректоры «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, «Татнефти» Наиль Маганов и «Ростеха» Сергей Чемезов в апреле в письме президенту Владимиру Путину сообщили, какую информацию о компании следовало бы предоставлять разным ее акционерам. «Ведомости» ознакомились с письмом, содержание подтвердили федеральный чиновник и сотрудник компании, подписавшей его. О письме также информировал «Интерфакс».

Сейчас закон не видит разницы в информационных правах акционера, владеющего несколькими акциями, и стратегического инвестора, это порождает конфликты и судебные споры, говорится в письме, нужно обеспечить «справедливый баланс доступности достаточной для акционеров информации и гарантий информационной безопасности российских корпораций». Авторы письма предлагают дополнить поправки в закон об акционерных обществах, которые прошли первое чтение еще в июне 2011 г., – ввести закрытый перечень информации, которую вправе получить любой акционер.

К такой информации относятся договор о создании общества, устав, положение о филиале и представительстве, годовые отчеты, списки аффилированных лиц, информация об акционерных соглашениях и т. д. А вот доступ всех акционеров к иным внутренним документам, предусмотренным законодательством, предлагается исключить. Директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин считает, что это смещение баланса от акционеров к менеджменту.

Акционер, владеющий не менее чем 1% голосующих акций, вправе получать договоры о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, протоколы заседаний совета директоров, отчеты об оценке имущества, с которым были крупные сделки и сделки с заинтересованностью, говорится в письме.

Порог в 1% необоснованно высок, считает исполнительный директор Ассоциации профессиональных инвесторов Александр Шевчук: такой пакет в компании с медианной капитализацией из индекса ММВБ стоит более 2,5 млрд руб., порог нужно снизить до 0,1%.

Чтобы получить эти документы, сказано в письме, акционер, владеющий менее 25% голосующих акций, должен указать деловую цель, с которой они запрошены. Без условий документы предлагается выдавать только акционерам с пакетом более 25% или меньше, если это предусмотрено уставом.

По мысли авторов письма компания может отказать в информации – если она запрашивается повторно в течение трех лет, или акционер не указал, зачем ему документ, или цель акционера неразумна, или документ относится к периоду, когда запрашивающий не был акционером. «Компания получит, по сути, безусловное основание для отказа на любой случай жизни», – комментирует Спирин.

Путин поручил проработать вопрос. «Озабоченность руководителей данных компаний имеет под собой серьезные основания, в связи с чем президентом России дано указание внимательно отнестись к проработке представленного проекта поправок», – пишет руководитель администрации президента Антон Вайно зампреду правительства Сергею Приходько. Представитель Минюста сказал, что министерство не получало письма. Минэкономразвития отказалось от комментариев. Предложения компаний соответствуют предложениям Минюста, которые поддержал ЦБ, говорит представитель ЦБ: «Проект закона прошел оценку регулирующего воздействия и готовится к внесению в правительство». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, представители «Лукойла», «Сургутнефтегаза», «Татнефти», «Ростеха» не ответили на запросы. «Транснефть» отказалась от комментариев.

В феврале те же предложения были и у «Роснефти», сообщал «Интерфакс». У нее два крупных миноритария: ВР и консорциум Glencore и Катарского суверенного фонда – QHG Oil, доля каждого из них – менее 25%, а у Glencore эффективная доля – 0,54%. Представитель ВР отказался от комментариев, Glencore и Катарский суверенный фонд не ответили на запросы. «Есть права акционеров, которые нужно защищать безусловно, и есть интересы компании, в том числе коммерческие», – говорит пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев, права акционеров могут использовать недобросовестные лица, чтобы либо зарабатывать деньги шантажом, либо работать на конкурентов. Компания должна действовать в интересах добросовестных акционеров, резюмирует он, как миноритарных, так и мажоритарных.

Одна из причин письма – появление в 2016 г. в Великобритании компаний-клонов «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти», «Транснефти», «Сургутнефтегаза», «Татнефти», для регистрации которых было достаточно базовой информации, пишут компании. «Для регистрации вообще никакие документы компании-оригинала не нужны», – парирует Спирин.

Другие компании поддерживают авторов письма. «Безусловно, следует внести поправки, исключающие злоупотребление правом акционеров на получение информации», – говорит корпоративный секретарь НЛМК Валерий Лоскутов.

«Если идея найдет поддержку в Госдуме, важно не лишить права на информацию миноритариев непубличных компаний, среди которых десятки тысяч стартапов», – отмечает замдиректора по правовым вопросам Фонда развития интернет-инициатив Искендер Нурбеков.

Лишение акционеров права доступа к документам означает лишение акционеров прав защищать свои интересы и интересы компании, в том числе права предъявлять претензии к менеджменту за убытки, заключает Спирин.

В подготовке статьи участвовали Татьяна Ломская, Елизавета Серьгина, Павел Кантышев