«Ямал СПГ» принял первый танкер-газовоз

Судно названо Christophe de Margerie – именем покойного руководителя Total, погибшего в аэропорту «Внуково»
Порт Сабетта принял первый танкер-газовоз
Порт Сабетта принял первый танкер-газовоз / Галина Старинская / Ведомости

Танкер-газовоз Christophe de Margerie прибыл в порт Сабетта. Президент Владимир Путин на прямой линии из Архангельска поздравил участников с этим. «Россия станет крупнейшим производителем СПГ в мире. У нас есть все основания так считать», - отметил он.

Судно было названо в честь Кристофа де Маржери, который с 2007 г. руководил Total. В октябре 2014 г. он погиб при столкновении его самолета со снегоуборочной машиной в аэропорту «Внуково».

Танкер-газовоз ледового класса Arc7 (самый высокий ледовый класс среди существующих транспортных судов) Christophe de Margerie - это первый из 15 танкеров-газовозов для проекта «Ямал СПГ», который способен работать при температурах до -52 градусов по Цельсию и проходить через льды толщиной до 2,1 м. Вместимость танкера - 172 600 куб. м сжиженного природного газа.

По словам гендиректора «Совкомфлота» (заказчик и владелец судна) Сергея Франка, длина судна - 299 м, ширина - 50 м. По длине оно равно длине трех футбольных полей или высоте Эйфелевой башни: «Созданию судна предшествовало 10 лет работы». Стоимость строительства судна компании не раскрывают, ссылаясь на коммерческую тайну. Судно строилось на верфях Южной Кореи. Топливом для танкера является отпарной СПГ. «Топливом судна является его груз <...> Для фрахтователя судна - "Ямал СПГ" - самый дешевый способ - использовать естественные испарения своего же груза», - пояснил Франк. Также на танкере могут использоваться традиционные виды топлива.

Проект «Ямал СПГ» реализуется на полуострове Ямал на базе Южно-Тамбейского месторождения. Оператор проекта - совместное предприятие «Новатэка» (50,1%), Total (20%), CNPC (20%), Фонда шелкового пути (9,9%). Доказанные и вероятные запасы месторождения по стандартам PRMS - 926 млрд куб. м газа.

Строительство СПГ-завода осуществляется тремя очередями с запуском в 2017, 2018 и 2019 гг. соответственно. Проект предусматривает ежегодное производство около 16,5 млн т СПГ и до 1,2 млн т газового конденсата с поставкой на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы, говорится на сайте «Ямал СПГ».

Первая линия СПГ-завода будет ведена в этом году, отметил предправления «Новатэка» Леонид Михельсон. «По моим ожиданиям - до октября, - добавил руководитель Total Патрик Пуянне. - Мы же поспорили сегодня». По словам Пуяннэ, проект очень конкурентоспособен, себестоимость добычи газа низкая.

СПГ с Ямала в этом году будет продаваться на спотовом рынке, в следующем году уже по долгосрочным контрактам, сказал Михельсон: «Почти объемы уже законтрактованы <...> 90%, а может, 100% газа пойдет в страны АТР».

На вопрос, будет ли Total рассматривать участие в проекте «Арктик СПГ-2», Пуяннэ ответил: «И в 3, 4, 5». «Россия в долгосрочной стратегии Total играет очень важную роль», - добавил он.