Фонд, связанный с Потаниным, купил долю в российской Kidzania

Средства пойдут на развитие в США, Канаде и Франции
В России пока будет работать единственная Kidzania, открывшаяся два года назад в «Авиапарке»
В России пока будет работать единственная Kidzania, открывшаяся два года назад в «Авиапарке» / Максим Стулов / Ведомости

Фонд прямых инвестиций Winter Capital Partners (WCP) в ходе допэмиссии приобрел долю в операторе детских парков игрового обучения Kidzania. Об этом «Ведомостям» рассказали исполнительный директор Winter Capital Advisors (консультант WCP) Михаил Дубнов и совладелец оператора Kidzania Геворк Саркисян.

Первую Kidzania создал в 1999 г. в Мексике предприниматель Хавьер Лопес Анкона, сейчас парки работают в 24 городах по всему миру. Это мини-города с домами, улицами, транспортом, собственной валютой и проч. В парке дети могут выбирать профессии, за них отвечают компании-партнеры. Так, в Москве это Альфа-банк, супермаркет «Перекресток», телестудия СТС; планируется открыть даже детский НПЗ «Роснефти». Сам проект Kidzania в России по франшизе развивает компания – крупный издатель и локализатор онлайн-игр в России и странах СНГ «Иннова» через люксембургскую Innova Partners.

До сделки владельцами оператора Kidzania в России, по словам Саркисяна, являлись он сам и сооснователи «Иннова»; их имена бизнесмен назвать отказался. Среди основателей издателя «Инновы» – Олег Самбикин, Василий Медведев, Георгий Чумбуридзе.

Именно в Innova Partners в конце 2016 г. и инвестировал WCP, уточнил Дубнов. Согласно данным реестра Люксембурга, владельцем 21,5% Innova Partners стала кипрская Giorialdo Consultants Limited. Дубнов подтвердил: бенефициар этой компании – фонд WCP. Он отказался называть точную сумму инвестиций, отметив, что они составили «несколько десятков миллионов долларов».

Чей фонд

WCP создан в 2015 г. «Интеррос» в этом фонде является партнером с ограниченной ответственностью, рассказывал в конце прошлого года в интервью «Ведомостям» Владимир Потанин. «Фонд много и диверсифицированно продолжает инвестировать, а я лично не участвую в этом, full-time занимаясь «Норникелем», – отмечал он. Среди инвестиций WCP – Объединенная кабельная компания, онлайн-кинотеатр Ivi.ru и др.; также он управляет «НПО Петровакс фарм».

У Innova Partners есть эксклюзивные права на развитие бренда Kidzania в США, Канаде, Франции, напоминает Дубнов; это подтверждают и данные головной Kidzania. Средства нужны для поддержки начатой экспансии, добавил Саркисян: «Мы делаем все, чтобы в ключевых городах как можно быстрее запустить наши парки». В ближайших планах, по его словам, Даллас и Чикаго. По словам Дубнова, уже подписаны два арендных договора с одним из крупнейших американских операторов торговых центров – General Growth Properties Inc. (GGP). О планах GGP открыть в 2018–2019 гг. Kidzania в Далласе и Чикаго сообщало 21 марта агентство Bloomberg со ссылкой на главного исполнительного директора GGP Сандипа Матрани.

Затраты на открытие одного парка в США могут составлять «около двух десятков миллионов долларов», подсчитал Саркисян.

В США многие владельцы крупных моллов стараются бороться с оттоком покупателей в онлайн, пытаются переформатировать их в центры, совмещающие развлечения, семейный досуг и покупки, продолжает Дубнов, поэтому они заинтересованы в таких форматах, как Kidzania.

В России одна Kidzania и в ближайший год новые открывать не планируется, сообщил Саркисян. Основная причина – «рентабельность на вложенный капитал сильно ниже», чем на более развитых рынках. Кроме того, здесь ограниченный человеческий ресурс, продолжает он, а одновременно строить и запускать парки в разных концах света – задача крайне трудоемкая. Саркисян отказался раскрывать финансовые показатели российского бизнеса Kidzania. Инвестиции в первую российскую Kidzania, которая открылась в конце 2015 г., он ранее оценивал в $25 млн.

В России есть потенциал для развития 2–3 парков Kidzania, добавляет Дубнов: «Это крупный формат, который может открываться только в знаковых и очень масштабных торговых центрах». С этой точки зрения в США более емкий рынок для такого формата, считает он. Не все российские торговые центры могут вместить такие крупные проекты, как Kidzania, соглашается исполнительный директор департамента торговой недвижимости Colliers International Дина Постоленко. Но в целом в России формат детских развивающих и развлекательных парков «на гребне волны»: активно развиваются проекты отечественных предпринимателей, например Joki Joya, «Zамания», Kid Rock и др., перечисляет Постоленко. Также в формате мини-городов работают «Мастерславль» и «Кидбург», где дети могут в игровой форме осваивать профессии.