Коррупционные скандалы добрались до мясной промышленности Бразилии
Обвинения в получении санитарных сертификатов за взятки привели к приостановке экспорта мяса во многие страныКогда сотрудник крупнейшей в мире мясоперерабатывающей компании JBS Флавио Эверс Кассу в 2016 г. пригнал большой рефрижератор с мясом к дому своей знакомой, он не мог и предположить, какой репутационный вред нанесет этот поступок не только мясной отрасли, но и всему промышленному сектору Бразилии. Знакомая Кассу, Мария до Росио Нашименто, работала старшим инспектором, ответственным за выдачу санитарных сертификатов на продукцию животного происхождения. А грузовик мяса вместе с наличными деньгами, которые привез Кассу, были взяткой за выдачу сертификатов на продукцию JBS, следует из материалов суда.
Передачу взятки снимали на видео полицейские, а на прошлой неделе Кассу и Нашименто арестовали вместе еще с 36 подозреваемыми в организации преступной схемы: чиновники, не проверяя грузы, за взятки выдавали сертификаты на мясную продукцию, экспортируемую в Европу и Китай. По материалам суда, в коррупционной схеме замешана 21 компания, в том числе подразделения JBS и крупнейший в мире экспортер мяса птицы BRF.
Также чиновники, как полагают следователи, закрывали глаза на то, что менее известные производители делали колбасу из протухшего мяса и клали в сосиски свиные головы. Китай, Гонконг, Япония, ЕС, Канада, Египет и Чили уже полностью или частично приостановили ввоз мяса и мясных продуктов из Бразилии.
Мясопереработка – не единственная отрасль в Бразилии, пострадавшая от коррупционных скандалов. В 2015 г. расследование обвинений в коммерческом подкупе чуть не привело к техническому банкротству нефтяной госкомпании Petrobras. После этого крупнейший в Латинской Америке строительный конгломерат Odebrecht признал, что платил чиновникам 12 стран взятки за получение госконтрактов и заключил мировое соглашение с властями трех стран, согласившись уплатить рекордные $4,5 млрд штрафа.
Бразильские производители мяса и мясных продуктов экспортируют продукцию в 160 стран мира. Размер этого экспорта – $12,6 млрд, или 0,7% ВВП страны. Примерно треть поставок приходится на Китай, другие важные рынки – страны Азии, Чили, Ближний Восток и Россия.
От скандала сильнее всего может пострадать BRF – основная часть ее производственных мощностей находится в Бразилии. В отличие от нее JBS получает 73% выручки от своих филиалов в США, Австралии, Европе и Канаде.
И JBS, и BRF категорически отрицают наиболее экстраординарные обвинения, например, что они продавали испорченное мясо или продукцию, зараженную сальмонеллезом. В заявлении JBS сказано: никто из топ-менеджеров компании не арестован, следователи не приходили в ее штаб-квартиру, но посетили три завода в регионах. Обе компании утверждают, что выступают против коррупции и поддерживают проведение расследования.
Действия небольшой группы людей нанесли огромный ущерб целой отрасли, сожалеют бразильские политики и лоббисты. «В Бразилии около 4850 мясоперерабатывающих предприятий. Приостановлена деятельность только трех из них, объектами проверки стали еще 18 или 19», – заявил на прошлой неделе президент Бразилии Мишел Темер.
Отраслевые лоббисты обеспокоены, что проблемами бразильских экспортеров воспользуются конкуренты из других стран. При этом из 853 000 партий мяса и мясных продуктов, отгруженных из Бразилии в 2016 г., проблемы найдены только в 184, причем в большинстве случаев не санитарного характера, подчеркивают они. В защиту отрасли выступила даже полиция: расследование не означает, что коррупция в продуктовом секторе имеет системный характер, говорится в заявлении.
«Высокие санитарные стандарты и история производства безопасных продуктов в Бразилии должны снизить риск дальнейших ответных мер со стороны торговых партнеров», – написали в отчете аналитики Moody’s Investors Service. Они, однако, затруднились определить, какой период времени потребуется на восстановление продаж.
Репутационный ущерб, нанесенный отрасли, возместить будет непросто. Бразильские социальные сети пестрят шутками на тему скандала и саркастическими иллюстрациями того, например, что производители мясных продуктов добавляют в свои изделия картон — об этом говорили полицейские, но впоследствии этот факт опровергли чиновники министерства сельского хозяйства. «Проблему нужно решить очень быстро. Например, Китай является крупным импортером бразильской говядины. Такому рынку не найти замену за один день», – говорит аналитик Cepea Серхио де Зен.
На одной из записей, сделанных полицией, предположительно двое владельцев небольшой мясоперерабатывающей компании Peccin обсуждают добавление 2000 кг мяса свиных голов в фарш для сосисок (это запрещено). Эту же компанию подозревают в избыточном использовании консервантов, чтобы скрыть запах протухшего мяса, следует из документов суда. Peccin отрицает эти обвинения.
Ни одну из крупных компаний не обвиняют в чем-либо подобном. Наблюдатели же связывают все более частые коррупционные скандалы со структурными изменениями в стране и ростом активности независимых прокуроров и полиции. Если началась серия скандалов последних лет с государственной Petrobras, то теперь их фигурантами становятся частные компании, отмечают аналитики Eurasia Group. Но в среднесрочной перспективе антикоррупционные расследования только усилят частный сектор, уверены они.
Перевела Надежда Беличенко
Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)