«Новапорт» и «Аэропорты регионов» борются за аэропорт Белграда

Проблема в том, что оба российских претендента не соответствуют конкурсным требованиям
Конкурс на передачу в концессию белградского аэропорта Никола Тесла (АНТ) правительство Сербии объявило 10 февраля/ Belgrade Nikola Tesla Airport

«Мы заявились на концессионный конкурс [по аэропорту Белграда]. Аэропорт нам нравится, мы считаем, что это перспективная точка – как для российского туризма, так и возможная точка разлета из региональных хабов по Центральной и Восточной Европе», – рассказал в понедельник совладелец аэропортового холдинга «Новапорт» (50% через Aeon Corporation) Роман Троценко (цитата по «Интерфаксу»). Требуемые инвестиции холдинг оценивает примерно в 250 млн евро, добавил Троценко.

Конкурс на передачу в концессию белградского аэропорта Никола Тесла (АНТ) правительство Сербии объявило 10 февраля: победитель будет наделен правом создать в Сербии SPV-компанию, которая на 25 лет получит в пользование все движимые и недвижимые активы аэропорта и лицензию на аэропортовую деятельность, говорится в документации на сайте АНТ. Белградский аэропорт принадлежит государству, в 2016 г. принял 4,9 млн пассажиров (+3% к 2015 г.). «Для развития АНТ надо будет построить новый терминал на 5 млн пассажиров, 250 млн евро – это предварительная оценка инвестиций», – говорит человек, близкий к «Новапорту».

Претендует на Белград и холдинг «Аэропорты регионов» (входит в «Ренову» Виктора Вексельберга), говорит его представитель. «Мы подали заявку на конкурс. Нам в принципе интересны активы в Европе, к тому же возможности развития в России ограничены, так как почти все значимые активы уже принадлежат тем или иным профильным инвесторам», – объясняет собеседник. Представитель «Базового элемента» не говорит, подавал ли холдинг заявку (срок подачи истек 10 марта). Сколько всего подано заявок, на сайте АНТ не сообщается. Представители правительства Сербии и АНТ на запросы не ответили.

Мнение меньшинства

В аэропорте Никола Тесла 17% принадлежит миноритариям. Согласованы ли с ними условия концессии, спросил один из претендентов. Организаторы конкурса ответили, что права миноритариев определены и соответствуют сербскому законодательству, а сама тема не имеет значения на этой стадии.

Конкурс проводится в два этапа, говорится в извещении на сайте АНТ: по предварительным заявкам организатор отберет участников второго этапа, они получат конкурсную документацию и в течение 75 дней должны будут подготовить обязывающее предложение. Для первого этапа требование одно: не владеть более чем 20% в аэропорте, расположенном ближе 450 км к Белграду и принявшем в 2016 г. свыше 1 млн пассажиров.

На втором этапе есть требование: претендент (или один из участников консорциума) должен владеть и управлять аэропортом, ежегодно принимавшим за два последних года свыше 5 млн пассажиров. Четыре гавани «Аэропортов регионов» приняли в 2016 г. 9,2 млн человек, но крупнейшая – «Кольцово» (Екатеринбург) – только 4,2 млн. Крупнейший аэропорт «Новапорта» «Толмачево» (Новосибирск) принял 3,9 млн пассажиров, хотя все 13 аэропортов холдинга обслужили 15,9 млн. «Новапорту» не поможет, даже если в консорциуме с РФПИ и QIA он срочно закроет сделку по покупке 25% «Воздушных ворот Северной столицы» (концессионер «Пулково» – 13,6 млн человек) – таким активом претенденту на Белград надо владеть свыше 10 лет.

Нам об этом условии известно, говорит представитель «Аэропортов регионов». «Если оно будет оставлено на второй этап, для участия и нам, и «Аэропортам регионов» надо будет искать партнера», – говорит человек, близкий к «Новапорту». «Организатор имеет возможность отсечь по формальным основаниям большое количество претендентов. Надеемся, это условие может быть расширено (разрешат считать все активы заявителя), тем более что флагманские аэропорты российских холдингов близки к отметке в 5 млн пассажиров», – рассуждает менеджер одного из претендентов.