Как модно уйти от налогов

ФНС доначислила налоги Lamoda и «Яндексу» за завышение расходов на рекламу
ФНС доначислила сотни миллионов налогов интернет-ритейлеру Lamoda и «Яндексу»
ФНС доначислила сотни миллионов налогов интернет-ритейлеру Lamoda и «Яндексу» / Е. Разумный / Ведомости

Третий среди крупнейших интернет-торговцев одеждой и обувью в рунете – Lamoda c осени прошлого года пытается оспорить доначисленные налоги и штраф на 134 млн руб. Как обнаружили налоговики и согласился суд, за 2011–2012 гг. российская операционная компания ритейлера – ООО «Купишуз» – использовала подставную рекламную фирму «Агентство Эдфою» для завышения расходов. За два года оборот с ней составил почти 900 млн руб. при суммарном убытке «Купишуза» в 1,46 млрд руб., следует из октябрьского решения Арбитражного суда Москвы. Первого февраля Девятый апелляционный суд поддержал выводы налоговиков.

Учредитель «Агентства Эдфою» заявил, что зарегистрировал компанию по просьбе «Купишуза», а два его гендиректора показали, что к деятельности агентства отношения не имели. При этом расчеты велись с компаниями, имеющими признаки фирм-однодневок, говорится в судебных материалах.

Пресс-служба ФНС отказалась от комментариев.

«Наша компания всегда соблюдала законодательство, в том числе налоговое, во всех странах, где она вела бизнес, – утверждает представитель Lamoda. – Компания предпримет все необходимые юридические действия для защиты своих прав и признает окончательные решения судов вышестоящих инстанций». Аналогичное заявление сделал и представитель одного из соинвесторов проекта – Kinnevik Торун Литцен. Его коллега из Rocket Internet от комментариев отказался. Представители остальных партнеров – Summit Partners, Ontario Teachers’ Pension Plan, Tengelmann Ventures, Verlinvest не ответили на запросы «Ведомостей».

Дело за малым

Описанные схемы вывода денег или экономии на налогах иногда применяются в работе небольших рекламных агентств, говорит топ-менеджер одного из агентств. При этом клиенты и рекламодатели могут и не знать о схемах, но бывают случаи, когда агентства сами предлагают партнерам сэкономить на налогах, рассказывает топ-менеджер другого рекламного агентства.

Подобная схема не уникальна. Похожие претензии предъявлялись даже «Яндексу». По итогам проверки за 2010–2012 гг. ФНС доначислила поисковику почти 200 млн руб. и уже выиграла суды в двух инстанциях. Налоговики, как рассказывал «Ведомостям» чиновник, близкий к ФНС, обнаружили три фирмы-однодневки – центры привлечения клиентов, на которые «Яндекс» списывал свои расходы. Центры должны были оказывать услуги для привлечения партнеров рекламной сети «Яндекса».

У всех трех фирм не было в штате квалифицированного персонала, а их руководители или учредители были номинальны, следует из документов суда. Так, например, гендиректором ООО «Атлантик» с 2009 г. по август 2014 г. числился Дмитрий Мекш, умерший в конце 2012 г.

Представитель «Яндекса» настаивает, что все центры обслуживания партнеров – «реально существующие бизнесы». Оказание услуг в интернете «не всегда может быть подтверждено традиционными способами», считает представитель поисковика: «При анализе такой деятельности необходимо понимать и учитывать техническую специфику». 22 февраля, по словам представителя «Яндекса», компания подала кассационную жалобу. При этом поисковик уже уплатил доначисленные налоги, добавил он.

Рекламные расходы всегда пристально изучались налоговой службой, так как через них недобросовестные компании действительно могут «оптимизировать» налоги, отмечает управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Но надо учитывать конкретные обстоятельства, указывает он. К тому же за последние два года суды практически никогда не отражают позицию налогоплательщиков и это очень осложняет возможность опротестовать подобные претензии, говорит эксперт. Кроме того, получается, что «налоговикам проще добиться уплаты налога от добросовестного плательщика, хотя, по сути, он в такой ситуации пострадавший», рассуждает Костальгин.

В подготовке статьи участвовала Екатерина Брызгалова