Авиакомпания «Икар» отменила полеты из «Жуковского» в Тель-Авив

Израиль не выдал авиакомпании разрешение на полеты: он считает «Жуковский» аэропортом Москвы
Полеты из «Жуковского» в Тель-Авив пришлось отменить
Полеты из «Жуковского» в Тель-Авив пришлось отменить / Андрей Гордеев / Ведомости

Авиакомпания «Икар» (летает под брендом Pegas Fly, принадлежит туроператору Pegas Touristik) в воскресенье сообщила пассажирам, что отменяет полетную программу «Москва – Тель-Авив», и предложила оформлять вынужденный возврат билетов (с копией одного письма ознакомились «Ведомости»). В понедельник раздел бронирования на сайте «Икар» не выдавал результатов по запросу «Москва – Тель-Авив» (авиакомпания планировала начать полеты 23 февраля и выполнять их трижды в неделю), а к вечеру Тель-Авив исчез из списка направлений. По другому направлению перевозчика из «Жуковского» – в Баку – продажи ведутся на все даты (полеты начнутся 14 марта).

Представитель «Икара» на запрос не ответил. Российские перевозчики («Икар» и «Уральские авиалинии» – последние планируют полететь с 19 марта и ведут продажи), назначенные Минтрансом на линию «Жуковский» – Тель-Авив, еще не получили разрешений от авиационных властей Израиля, знает федеральный чиновник.

«Авиакомпания «Икар» отказалась от продаж билетов, пока не будет получено разрешение от израильской стороны. Перевозчик подал в аэропорт заявки на один рейс в Тель-Авив 23 февраля и обратный 26 февраля – на первые рейсы пришлось большое количество продаж», – рассказал первый заместитель гендиректора «Рампорт аэро» (владеет «Жуковским») Евгений Солодилин. Разрешение на два чартерных рейса от авиавластей Израиля получено, говорит менеджер «Икара».

Правительство России своим распоряжением определило «Жуковский» как аэропорт города Раменское, это позволяет получать из него назначения на популярные маршруты, квоты на которые из Москвы исчерпаны. Против этого возражали авиационные власти Таджикистана и Казахстана, заявляя, что аэропорт относится к Москве и появление новых перевозчиков на московском направлении нецелесообразно. Но в итоге минтрансы этих стран разрешили российским авиакомпаниям полеты из «Жуковского».

Планы «Жуковского»

«Жуковский» в 2017 г. планирует обслужить 2 млн человек. «Сегодня четыре авиакомпании летают из «Жуковского», в планах на этот год – увеличить их число до 10, число направлений – до 20 (сейчас их пять)», – сказал министр транспорта Максим Соколов в интервью «России 24». «Жуковский» принял первый рейс 12 сентября и за 3,5 месяца прошлого года обслужил 53 000 пассажиров.

«Израиль придерживается позиции, что «Жуковский» слишком близко к Москве и поэтому относится к Московскому авиаузлу, но эта позиция ничем не подкреплена, переговоры продолжаются», – говорит федеральный чиновник. Единственное ограничение на полеты между Израилем и Россией сохранилось как раз на линии Москва – Тель-Авив, израильская сторона отказывается его снимать, опасаясь, что российские авиакомпании будут доминировать на этом рынке. Авиационный регулятор Израиля и представитель Минтранса России на запросы не ответили.

В Тель-Авив из Москвы летает только «Аэрофлот» (35 раз в неделю, 22 частоты он получил вместо обанкротившейся «Трансаэро»). Со стороны Израиля раз в сутки летает El Al. Тель-Авив – Москва – одно из самых коммерчески привлекательных направлений «Трансаэро», рассказывали ранее федеральные чиновники и люди, близкие к «Аэрофлоту».

Представитель «Уральских авиалиний» на запрос не ответил. В начале февраля гендиректор компании Сергей Скуратов говорил, что рассчитывает вскоре получить разрешения (цитата по «Интерфаксу»). С одной стороны, авиакомпании могут начинать продажи только после получения разрешений, с другой – все документы в Израиль они направили, сроки давно вышли, легальных оснований для отказа нет, говорит федеральный чиновник. Разрешение не хотят давать в том числе потому, что благодаря низким ценам у «Икара» была высокая загрузка – свыше 70%, хотя продажи шли всего несколько недель, говорит человек, близкий к «Рампорт аэро».

«Такие споры между двумя странами решаются обычно путем переговоров. Иногда в двусторонних соглашения об воздушном сообщение прописана возможность создания арбитража Ad hoc (стороны назначают по арбитру, эти арбитры выбирают третьего; если с выбором третьего стороны заходят в тупик, то за его назначением они обращаются в Совет ICAO). Но в соглашениях России мне такой пункт не попадался», – говорит советник по России и СНГ International Aerospace Law & Policy Group Артур Эберг. Представитель ICAO сказал, что обращений о «Жуковском» не было.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия).