Центр электронного декларирования остается в Бронке
Площадка для него в Петербурге пока не готоваЦентр электронного декларирования (ЦЭД) Балтийской таможни останется в порту Бронка до 2018 г., заявил вчера начальник Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Александр Гетман. Первая часть эксперимента по созданию ЦЭДа Балтийской таможни признана успешной, центр набирает обороты, никаких технологических проблем нет, сообщил замруководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Руслан Давыдов. По его словам, ситуация с ЦЭДом в Бронке находится на контроле в правительстве: «Мы не видим никаких аномалий, нет никаких жалоб, что каким-то образом несправедливо что-то перераспределяется». Согласно концепции развития ФТС, оформление большей части деклараций (до 60–70% к 2020 г.) должно будет приходиться на ЦЭДы; центры, которые расположены на частных площадях, будут по мере возможности перемещены на государственные территории, уточнил Давыдов. СЗТУ нашло подходящие площади для ЦЭДа, но они требуют финансовых вложений для ремонта и создания коммуникаций, перенос произойдет не раньше 2018 г., уточнил Гетман.
ЦЭД действует в Бронке с 1 августа 2016 г. в качестве пилотного проекта. За пять месяцев 2016 г. он оформил около 11 000 деклараций, перечислил в федеральный бюджет более 11 млрд руб., с начала 2017 г. по 25 января – 3337 деклараций, говорит Гетман.
Ограничить полномочия документального таможенного контроля на пяти таможенных постах на Балтике и передать эти полномочия Бронке год назад предложил Андрей Бельянинов, тогда возглавлявший ФТС. Балтийская таможня обеспечивает более 60% всех поступлений в СЗТУ. В зоне ее деятельности находится Большой порт Санкт-Петербург, где сосредоточено до 95% от всего контейнерооборота города и области. Сейчас разрешение на выпуск груза из порта можно получить на таможенном посту, но со временем функции электронного декларирования должны сосредоточиться в ЦЭДе.
Уничтоженные продукты
В 2016 г. СЗТУ совместно с Россельхознадзором, Роспотребнадзором и другими органами исполнительной власти изъяло и уничтожило 1200 т санкционных товаров, сообщает управление. Помимо этого было уничтожено еще 200 т: у части товаров не удалось определить страну происхождения, другая часть не соответствовала требованиям безопасности, а также ветеринарным и фитосанитарным требованиям. Наибольшее количество продукции выявлено на российско-белорусской границе.
Крупнейшие стивидоры российских портов на Балтике – Global Ports и UCL Holding – просили первого вице-премьера Игоря Шувалова перенести центр из Бронки. В качестве альтернативы они предлагали площадку на ул. Пилотов, 56 А, в Петербурге. В августе вице-премьер Аркадий Дворкович дал Минфину и ФТС предписание представить в правительство «комплексные предложения по разрешению ситуации».
«Стивидоры просили перенести ЦЭД в первом полугодии 2017 г., мы ожидаем, что в ближайшее время это решение будет ФТС исполнено», – говорит представитель UCL Holding. Для компаний группы неприемлемо предложенное ФТС решение расположить ЦЭД в порту Бронка на расстоянии 60 км от Петербурга, объясняет он: «Во многих случаях при проведении таможенных процедур необходимо предъявлять документы на бумажных носителях, что означает дополнительные транспортные расходы и увеличение времени на оформление документов». По его словам, это создает для порта Бронка необоснованные конкурентные преимущества.
Первая очередь Бронки открылась в декабре 2014 г. Инвестор – ООО «Феникс». Гендиректор и совладелец «Феникса» Дмитрий Михальченко 29 марта 2016 г. арестован по обвинению в контрабанде алкоголя. За 2016 г. Бронка обработала более 36 000 TEU, в 2017 г. этот показатель планируется удвоить, сообщила представитель порта.
На совещании у Шувалова в конце августа стивидоры достигли соглашения с ФТС: на 15–18 месяцев, пока для размещения центра не готово находящееся в федеральной собственности помещение, он останется в Бронке, при этом полномочия и штатная численность таможенных постов на всех остальных терминалах не будут изменены, а оформление в ЦЭДе останется добровольным, говорит Дмитрий Морозов, член совета директоров Ассоциации морских торговых портов России. По его словам, Бронка пока не получила преференций и перераспределения грузов не произошло.