OneTwoTrip привлек еще $5,8 млн от шведского фонда Vostok New Ventures
Его доля в компании выросла до 15%Шведский фонд Vostok New Ventures (VNV, бывший Vostok Nafta) в декабре 2016 г. договорился о вложениях еще $5,8 млн в онлайн-сервис бронирования путешествий OneTwoTrip, сказано в годовом отчете VNV. Сделка будет отображена в отчетности фонда как состоявшаяся в январе, отмечается там же. Представитель OneTwoTrip подтвердил сделку, заметив, что «деньги [от нее идут] не в компанию». От дальнейших комментариев он отказался.
Фонд приобрел 7% OneTwoTrip у существующего акционера, доля инвестора в компании выросла до 14,6% согласно отчету. Представитель VNV отказался раскрывать, у кого была куплена доля. При этом он добавил: продавец продолжает оставаться акционером OneTwoTrip.
«Мы считаем это [$5,8 млн за 7%] очень привлекательной ценой», – отмечается в документе. Таким образом, 100% OneTwoTrip могли быть оценены в $82,9 млн. В 2015–2016 гг. VNV уже инвестировал в OneTwoTrip $12,2 млн. В середине 2015 г. VNV оценивал стоимость OneTwoTrip в $65,6 млн.
«OneTwoTrip продолжил [в 2016 г.] демонстрировать отличные результаты на очень сложном российском туристическом рынке. Выручка и рентабельность сервиса выросли, несмотря на обесценивание [национальной] валюты и негативную ситуацию в экономике. Выросла и его доля на рынке, так как туристический рынок были вынуждены покинуть традиционные игроки», – говорится в отчете VNV. Конкретных показателей выручки и рентабельности OneTwoTrip фонд не раскрыл.
Помимо традиционных туроператоров сложности испытывают и более современные конкуренты OneTwoTrip. Так, в конце января 2017 г. сервис онлайн-бронирования отелей Oktogo.ru столкнулся с финансовыми проблемами и может прекратить работу, говорилось в письме его основателя и совладельца Марины Колесник.
Сейчас ситуация в российской экономике улучшается, отмечает VNV: рубль стабилизировался и даже укрепился, инфляция замедлилась ниже 5%, а экономика может вырасти на 1,5–2% в 2017 г. и ускорить восстановление в 2018 г. «OneTwoTrip находится в очень хорошем положении, чтобы выиграть от ситуации в экономике», – сказано в отчете VNV.
Среди источников роста для OneTwoTrip фонд VNV называет продажи дополнительных услуг, пакетов из перелета и проживания и географическую экспансию.
OneTwoTrip – один из лидеров среди сервисов по поиску билетов и гостиниц: бизнес хорошо растет, особенно в последние годы, когда количество пакетных туров резко сократилось, а население ищет способы сэкономить на путешествии и все активнее использует цифровые сервисы, объясняет директор инвестиционной группы UCP Андрей Марченко. По его словам, несмотря на сложную экономическую ситуацию, OneTwoTrip стабильно привлекает инвестиции от венчурных инвесторов благодаря высоким темпам роста и прибыльности.
С момента основания OneTwoTrip сумма привлеченных инвестиций составила около $43 млн, текущая оценка сервиса выглядит привлекательной, считает Марченко: несколько лет назад OneTwoTrip искала инвестиции по оценке $70–100 млн, но за это время компания существенно выросла. С 2012 г. в число совладельцев OneTwoTrip входят фонды Phenomen Ventures и Atomico, вложившие $9 млн и $16 млн соответственно. В конце 2014 г. к ним присоединился Goldman Sachs, выкупив допэмиссию на сумму $8 млн.
OneTwoTrip зарабатывает на комиссии с каждой продажи, ежедневно продавая до 10 000 продуктов путешествий, уточнил представитель компании. Финансовые показатели компания не раскрывает. По данным Forbes на март 2015 г., оборот OneTwoTrip составлял 27 млрд руб., а максимальная комиссия со стоимости одного билета достигала 3%; газета «Коммерсантъ» писала о комиссии в 4–7% стоимости билета. Соответственно, выручка OneTwoTrip могла составлять от 800 млн до 1,9 млрд руб. Ранее гендиректор OneTwoTrip Михаил Соколов уточнял, что на авиабилетах на некоторых направлениях компания не зарабатывает. По другим тревел-продуктам (отели, ж/д билеты, аренда авто, страховки) доходность выше, чем по авиабилетам, но все зависит от рынка и поставщика, отметил представитель OneTwoTrip.