Экс-владелец спиртзаводов занялся развитием магазинов Spar Express

Компания Валерия Яковлева работает в партнерстве с нижегородской «Спар миддл Волга»
Сейчас права на развитие Spar в Москве есть у трех компаний из регионов
Сейчас права на развитие Spar в Москве есть у трех компаний из регионов / Евгений Егоров / Ведомости

Компания ВДК, бенефициар которой – бывший владелец российских спиртзаводов Валерий Яковлев, открыла в Москве и области несколько магазинов Spar Express.

ВДК занимается развитием розницы по сублицензии нижегородской компании «Спар миддл Волга» – одного из лицензиатов голландской Spar, подтвердил «Ведомостям» гендиректор Spar Russia B.V. Сергей Локтев. Представители «Спар миддл Волга» и ВДК подтвердили сотрудничество.

ВДК, созданная в конце 2016 г., принадлежит на 99,9% «Парити капитал», владелец последнего, по данным ЕГРЮЛ, Яковлев. C 2005 г. он владел крупнейшим посредником на российском рынке спирта, а к 2014 г. скупил с десяток спиртзаводов, на которые приходится почти 50% производства спирта в стране. В начале 2016 г. Яковлев закрыл сделку по продаже восьми спиртзаводов в Тульской, Курской и Новосибирской областях, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии государственному «Росспиртпрому» за 5,7 млрд руб.

Spar International объединяет независимых ритейлеров, работающих под брендами нидерландской компании, по всему миру. На начало 2015 г. в России насчитывалось 420 магазинов Spar в четырех форматах – небольшие магазины Spar Express (площадью около 200 кв. м), супермаркеты Spar (от 200 до 1000 кв. м), крупные супермаркеты Eurospar (от 1000 кв. м) и гипермаркеты Interspar (около 2500 кв. м). В мире Spar Express, как правило, работают в местах с высокой проходимостью: в аэропортах, на вокзалах, а также на заправочных станциях. За исключением Поволжья формат небольших магазинов Spar Express почти не представлен в России, есть только единичные магазины, напоминает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Покорение столицы

В 2017 г. «Спар миддл Волга», по словам ее представителя, откроет и собственные магазины в Москве. Здесь появится крупный супермаркет Eurospar с площадью торгового зала 1550 кв. м и пять супермаркетов формата Spar и Spar Express, рассказал он.

«Спар миддл Волга» – крупнейший по числу магазинов из лицензиатов Spar в России. Она развивает сеть в Поволжье и Центральной России, на начало 2017 г. она объединяла 193 супермаркета разных форматов, в том числе по сублицензии. Ее бенефициары – нижегородские предприниматели Сергей Медведев, Альберт Гусев и Юрий Маркин (данные ЕГРЮЛ).

У ВДК, по словам представителя Яковлева, уже открыты две торговые точки в Москве, от успешности их работы «будет зависеть, сколько в конечном счете сеть откроет магазинов в ближайшие 1–3 года». Один из Spar расположен на Кутузовском проспекте в Москве, уточняет представитель «Спар миддл Волга»; в ближайших планах открыть еще три супермаркета в таком партнерстве. По итогам их работы будет принято решение о дальнейшем развитии, добавил он.

«В продуктовом ритейле мы пока тестируем рынок, по сути, это стартап, что позволяет выбирать интересные направления бизнеса. Если результаты тестов нас устроят, то лягут в основу стратегии развития», – пояснил представитель Яковлева.

Сейчас, по данным «СПАРК-Интерфакса», ВДК получила лицензии на продажу алкоголя в розницу (как правило, получается непосредственно перед или после открытия торгового объекта) уже в шести магазинах в Москве и области. Один из магазинов ВДК – правда, пока без вывески Spar – работает возле Белорусского вокзала. Заметная доля в ассортименте магазина площадью около 200 кв. м приходится на товары нижегородских производителей, собственный бренд Spar и готовую еду. Ассортимент московских магазинов ВДК утвержден в «Спар миддл Волга» и адаптирован для региона, сообщил представитель нижегородской компании. Успешное открытие и операционные показатели первого магазина определили, что такое решение по ассортименту магазина было принято правильно, считает он.

Логистика из Нижнего Новгорода удобна владельцам «Спар миддл Волга» как из-за близости к Москве, так и потому, что у них есть распредцентр в Московской области, считает Бурмистров. «Фактически доставка части товаров будет осуществляться через склад в Подольске, через который сейчас идет и логистика «Седьмого континента», – поясняет он. «Спар миддл Волга», по его оценке, партнерство с ВДК позволит увеличить обороты дистрибуторского бизнеса и сократить логистические издержки за счет большей загрузки складов.

За последние годы некоторые партнеры голландской компании столкнулись со сложностями в России после резкой девальвации рубля и снижения покупательной способности россиян. За 2015 г. пять партнеров вышли из лицензионного соглашения, говорилось в годовом отчете Spar. Тогда же Spar решила усилить свои позиции в Москве: если раньше компания выдавала одному игроку лицензию на город или регион, то теперь право работать под вывесками Spar в столице есть у трех ритейлеров. Сейчас лицензии на развитие в Московском регионе есть у «Спар миддл Волга», «Интерторга» (сети Spar, «Народная 7я семья», «Идея») и «Спар Тула», говорит Локтев.

Формат Spar Express схож с «АВ daily», небольшими магазинами «Азбуки вкуса», говорит заместитель руководителя отдела стрит-ритейла JLL в Москве Наталья Озерная. Такие магазины рассчитаны на сотрудников бизнес-центров и жилые массивы, для них привлекательны помещения в центре города с высоким пешеходным трафиком и качественными офисами вокруг, отмечает она. Этот формат – самый востребованный на столичном рынке стрит-ритейла: по оценке JLL, более 40% заявок приходится именно на объекты площадью 100–300 кв. м. Открытие небольшого магазина Spar Express площадью 200–250 кв. м Бурмистров оценивает в сумму до 10 млн руб.

Spar сейчас один из немногих востребованных брендов для развития по прямому франчайзингу в продовольственной торговле, активно развивается и «Интерторг», и калининградская «Семья» (лицензиаты в Петербурге и Калининграде), напоминает Бурмистров, а «Спар миддл Волга» – единственный среди лицензиатов Spar в России, у которого работает полноценная программа по сублицензиям.

Если на площадях 400–800 кв. м активно открываются «Пятерочки», «Магниты», «Дикси», то совсем маленькие магазины – относительно низкоконкурентная зона, рассуждает Бурмистров. Ниша на этом рынке есть, но нельзя сказать, что в ней легко развиваться, считает он, в таком формате очень сложно работать с ценами и ассортиментом, у него очень сложная логистика. Например, значительная часть сложностей в работе «Перекресток экспресса» связана в том числе с недостаточным ассортиментом кулинарии, самой маржинальной товарной категории, поясняет эксперт.