ФГК может профинансировать покупку «УВЗ-логистик»

«Дочка» РЖД может предоставить кредит, чтобы оператор погасил часть долга в 24,4 млрд рублей перед «Уралвагонзаводом»
ФГК не только будет управлять вагонами «УВЗ-логистик», но и поможет купить оператора
ФГК не только будет управлять вагонами «УВЗ-логистик», но и поможет купить оператора / Андрей Махонин / Ведомости

Федеральная грузовая компания (ФГК) «является самым вероятным покупателем», говорил гендиректор «Уралвагонзавода» (УВЗ) Олег Сиенко о продаже дочерней «УВЗ-логистик». Тем не менее покупателем стал «Тринфико проперти менеджмент», управляющий пенсионными резервами НПФ «Благосостояние», объявил УВЗ на прошлой неделе.

Но, как выяснили «Ведомости», без участия ФГК не обошлось. «Дочка» РЖД не только продолжит управлять парком «УВЗ-логистик» (37 500 вагонов), но и может помочь профинансировать сделку. «Ведомости» ознакомились с основными условиями сделки, их подлинность подтвердили человек, близкий к одной из сторон сделки, и человек, знакомый с топ-менеджментом одного из участников. Представитель «Благосостояния» сказал, что с соглашением не знаком, его коллеги из ФГК и УВЗ от комментариев отказались.

За 100% долей «УВЗ-логистик» покупатель заплатит 1 млн руб., говорится в соглашении. У оператора есть еще долги – перед материнской компанией (24,4 млрд руб.) и перед лизинговыми компаниями (91,5 млрд руб.). Чтобы «УВЗ-логистик» могла частично погасить долг перед УВЗ, ФГК может выдать ей как минимум пятилетний кредит на 12,5 млрд руб. под 11% годовых, следует из текста соглашения. А остаток задолженности в этом случае может быть реструктурирован в задолженность тоже под 11% годовых, которую «УВЗ-логистик» будет возвращать УВЗ в течение трех лет, поручителем может стать ФГК, указано там же. «Это один из вариантов, – уточняет человек, близкий к одной из сторон сделки. – Второй вариант – ФГК выплатит «УВЗ-логистик» авансом арендный платеж за пять лет, за счет этих средств будет частично погашен долг перед УВЗ». ФГК результаты 2016 г. не раскрывала. «У ФГК есть средства на инвестиционную деятельность, – говорит человек, близкий к компании. – Компания планировала купить в этом году около 20 000 новых вагонов, но может пересмотреть свои планы и вложиться в вагоны «УВЗ-логистик».

Поручение президента

В 2015 г. президент Владимир Путин поручил УВЗ продать железнодорожного оператора, чтобы поправить финансовое положение. На компанию претендовали ПГК, ФГК, владелец Евразийского трубного консорциума Александр Карманов, СУЭК.

ФГК может помочь «УВЗ-логис-тик» расплатиться и с долгами перед лизинговыми компаниями («Газпромбанк лизинг» и «Сбербанк лизинг»), следует из соглашения: «дочка» РЖД может внести предоплату арендных платежей в размере просроченного долга перед лизинговыми компаниями – 3,2 млрд руб. Представитель «Сбербанк лизинга» от комментариев отказался, получить комментарии его коллеги из «Газпромбанк лизинга» не удалось, представитель Газпромбанка был недоступен для журналистов.

ФГК, выступая гарантом по финансовым платежам «УВЗ-логистик», по сути, получит эксклюзивный долгосрочный контракт, эквивалентный долгосрочному операционному лизингу», – объясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. При такой форме соглашения РЖД берет на себя риски, связанные с волатильностью операторского рынка, говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов: «Долги «УВЗ-логистик» перед лизингодателями после акционирования «Благосостояния» перейдут на РЖД». Если рынок начнет падать, РЖД придется решать проблемы реструктуризации задолженности или фиксировать убытки, предупреждает эксперт.

Зато это соответствует одному из приоритетов РЖД – консолидации железнодорожного парка, подчеркивает Бурмистров. «Для ФГК это вполне комфортная инвестиция, текущая доходность вагона (не ниже 1200 руб. в сутки) позволяет это делать», – указывает эксперт. Сейчас инвестирование в «УВЗ-логистик» может оказаться даже комфортнее покупки новых вагонов: государство субсидирует покупку только инновационных вагонов, но основные мощности производящих их заводов уже загружены. Субсидии по люксовым полувагонам хватит меньше чем на полгода, поэтому сейчас делать заказ на вторую половину года рискованно, заключает Бурмистров.

Продажа «УВЗ-логистик» может быть завершена в феврале, сообщил ТАСС Сиенко. Сроки в том числе зависят от согласования с ФАС, говорил он. У службы есть 30 дней для одобрения сделки. «Соглашение о покупке еще не прошло все корпоративные процедуры. Например, не было согласовано на совете директоров УВЗ», – говорит человек, близкий к одной из сторон сделки. По его данным, совет директоров пройдет 20 февраля.