«Система» и Сбербанк могут стать владельцами «Сибмоста»
Стороны подписали соглашение о намеренияхАФК «Система», Сбербанк и «Сибмост» заключили соглашение о намерениях по покупке мостостроительной компании, рассказали «Ведомостям» источники, близкие к «Системе» и одному из кредиторов компании. Сделка – если она состоится – многоступенчатая: обсуждаются разные варианты партнерства – все зависит от размера инвестиций в компанию, говорит один из собеседников «Ведомостей». «Действительно, к нам поступило предложение по поводу компании «Сибмост», однако никаких конкретных решений по данному вопросу не принято», – сообщил представитель «Системы». Никаких решений не принято, сказал и представитель Сбербанка. Представитель «Сибмоста» от комментариев отказался.
Новосибирская компания «Сибмост» – одно из крупнейших мостостроительных предприятий страны. Он был создан в 1993 г. на базе треста «Мостострой № 2» (с 1945 г. трест занимался капитальным восстановлением мостов, разрушенных в период Великой Отечественной войны). За свою историю «Сибмост» в России и странах СНГ построил свыше 4100 мостов и путепроводов общей длиной более 400 км.
По данным «СПАРК-Интер-факса», владельцами «Сибмоста» являются Альберт Кошкин (92,46% акций) и его сын Владислав Кошкин (7,53% акций). Сумма контрактов компании – 20 млрд руб. (данные сайта). В числе крупнейших объектов – строительство обходной дороги Мариинска (Кемеровская обл.), восточного обхода Новосибирска, реконструкция аэропорта «Кызыл» (Тува), моста через р. Маху в Якутии, мостового перехода через р. Катунь. Однако их явно недостаточно – ситуация в компании сложная, оборотных средств не хватает, а кредиты достигают 7 млрд руб., рассказывает источник, близкий к переговорам. Крупнейший кредитор, по его словам, – это Сбербанк, которому компания должна 4 млрд руб.
Дела в суде
Сейчас рассматривается 490 дел на 4,2 млрд руб., где «Сибмост» выступает ответчиком. 22 декабря 2016 г. Сбербанк подал иск о вступлении в дело о банкротстве компании. «Сибмост», в свою очередь, требует с дебиторов 4,6 млрд руб. (175 дел), следует из данных «СПАРК-Интерфакса».
В течение полугода акционеры «Сибмоста» вели переговоры о привлечении стратегического партнера, знает близкий к нему человек. К основному владельцу АФК «Система» Владимиру Евтушенкову обратились не случайно – в 2006 г. именно он помог «Сибмосту» отбиться от рейдеров; тогда «дочка» АФК «Система» стала владельцем блокирующего пакета акций «Сибмоста» (позднее пакет выкупили Кошкины), продолжает собеседник. «Вероятно, у «Системы» есть понимание потенциала «Сибмоста» и того, как развивать дальше компанию. Вопрос еще в том, каким оборудованием владеет компания, каких инвестиций требует этот фонд. При невысоком портфеле заказов покупка не выглядит коммерчески привлекательной», – комментирует партнер KPMG Алексей Романенко. Мостостроительная отрасль отличается инженерной сложностью, продолжает он. Ценность компании, специализирующейся на строительстве мостов, – в кадровом потенциале и опыте. В последние годы было большое недофинансирование отрасли инфраструктурного строительства, что могло негативно сказаться на персонале. С другой стороны, у РЖД и у Росавтодора большой запрос на строительство мостов, считает Романенко.
«У компании уникальный опыт. Если потеряем «Сибмост», страна фактически лишится мостостроителей во всей Западной и Восточной Сибири. Это будет трагедия, потому что строить мосты будет некому. Омский «Мостовик» мы уже потеряли», – комментирует ситуацию вокруг новосибирской компании человек, близкий к переговорам.
Ситуация в сфере инфраструктурного строительства очень сложная, например, мостостроительных организаций в дееспособном состоянии остались единицы, рассказывал ранее «Ведомостям» Владислав Кошкин. По его словам, заказы уменьшаются, рентабельность по многим из них отрицательная, а стоимость стройматериалов растет опережающими темпами. Илья Пономарев, входящий в общественный совет при Минстрое, называет ситуацию с подрядчиками «предколлапсом»: «Отрасль самая низкая по доходности – 5,2%. Загрузка отрасли – менее 60%». По его словам, пока были большие госзаказы, подрядчики держались, но еще пара лет в нынешних условиях – и они могут исчезнуть как класс.