«Шереметьево» уходит в отрыв от конкурентов

Аэропорт единственный в Москве наращивал пассажиропоток, у «Домодедово» и «Внуково» он падал
Аэропорт «Шереметьево» продолжает увеличивать отрыв от конкурентов
Аэропорт «Шереметьево» продолжает увеличивать отрыв от конкурентов / М. Стулов / Ведомости

Аэропорт «Домодедово» в 2016 г. обслужил 28,5 млн пассажиров – это на 6,5% меньше, чем в 2015 г., сообщила компания. Аналогичный показатель «Внуково» снизился на 11,4% до 14 млн человек, рассказал в интервью каналу «Россия 24» председатель совета директоров и совладелец аэропорта Виталий Ванцев.

Пассажиропоток в московских аэропортах в прошедшем году рос только у «Шереметьево» – на 8,6% до 34 млн человек. А его доля на столичном рынке превысила 44% (см. график).

«Внуково» и «Домодедово» из-за снижения спроса на авиаперевозки и закрытия Украины, Турции и Египта теряли пассажиров почти весь прошлый год. Падение прекратилось только в последние месяцы: «Домодедово» увеличило пассажиропоток в ноябре и декабре на 3,9 и 3,5% год к году, «Внуково» – в октябре – декабре в среднем на 25%.

«Для дальнейшего роста в 2017 г. наиболее благоприятная ситуация у «Шереметьево», так как летающий отсюда «Аэрофлот» продолжит наращивать присутствие на рынке, – говорит ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Федор Борисов. – У него самые сильные позиции, финансовая поддержка в виде транссибирских роялти, лучшие международные частоты». Аэрофлот в 2015 г. обеспечил «Шереметьево» 83,4% пассажиропотока. С Борисовым соглашается и исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Правда, «Шереметьево» уже близко к пределу пропускных способностей терминалов (35 млн пассажиров в год), добавляет Пантелеев. Впрочем, новый терминал В мощностью 20 млн человек в год должен быть введен в конце года.

Представитель «Аэрофлота» в воскресенье ответил на вопрос о производственных планах компании на этот год. Его коллега из «Шереметьево» цифр не раскрывает, но обещает, что рост пассажиропотока продолжится.

Показатели «Внуково» и «Домодедово» будут зависеть от рынка авиаперевозок. А его рост далеко не очевиден, продолжает Борисов. С одной стороны, укрепляется рубль, а пассажиры привыкли к новым кризисным условиям, но с другой – фундаментальных факторов роста нет. Российские авиакомпании в прошлом году сократили перевозки на 3,8% до 88,5 млн человек. Руководитель Росавиации Александр Нерадько прогнозировал, что в 2017 г. показатель вернется на уровень 2015 г. – 92 млн человек.

Представитель «Домодедово» прогнозов на этот год не дает. Ранее он говорил, что докризисный уровень (33 млн человек в 2014 г.) аэропорт планирует превысить в 2018 г. Директор по авиационному маркетингу аэропорта Вячеслав Грушин прогнозирует, что до 2025 г. среднегодовой рост перевозок составит 5,8%, передала его слова пресс-служба «Домодедово»: «Драйверы роста – восстановление и рост отечественной экономики, снятие административных ограничений на полеты, развитие туристической инфраструктуры российских курортов, проведение чемпионата мира по футболу – 2018».

Ванцев рассказывал, что «Внуково» в 2017 г. примет 16,5 млн человек.

Начавший работу в прошлом году аэропорт «Жуковский» за 2016 г. еще не отчитывался. Его представитель данные не раскрывает.

Аэропорт «Шереметьево» продолжает увеличивать отрыв от конкурентов