Металлурги в 2016 году получили передышку
Цены на сталь и уголь восстановились из-за временных проблем в Китае и Австралии, но скоро это кончится, считают эксперты«Мы живем в атмосфере увеличивающейся маржи, оздоровления финансовых результатов» – так описывает сложившуюся к концу 2016 г. ситуацию в отечественной сталелитейной промышленности совладелец и председатель совета директоров Evraz Александр Абрамов. Средняя рентабельность по EBITDA российских компаний с конца 2013 г. выросла в 2 раза до 26,3%. Наивысший показатель у «Северстали» – 32,4%.
Помогла девальвация рубля, а также рост цен на сталь и сырье. Нисходящий тренд, который наблюдался с 2013 г., сменился ростом: цены на железную руду в мире с начала года выросли на 79% до $80 за 1 т, экспортная сталь из России подорожала на 97% до $499 за 1 т, а коксующийся уголь из России – в 2,5 раза до $248 за 1 т.
Причины – перебои с экспортом из Китая, где размыло дорогу в провинции Шэньси, ограничение количества рабочих дней на китайских шахтах до 276, а также погодные условия в Австралии, повлиявшие на снижение отгрузки угля и железной руды, говорит директор корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов.
Вслед за ростом цен сырья и стали дорожали и сами горно-металлургические компании. С начала года капитализация «Северстали», НЛМК и ММК удвоилась (до $12,3 млрд, $10,8 млрд и $6,1 млрд соответственно), «Мечел» подорожал в 4 раза (до $1,6 млрд), а Evraz – в 3 раза (до $3,9 млрд). Рост капитализации последних двух компаний связан в том числе с решением долговых проблем и переносом выплат по кредитам.
Но улучшение на рынке временно, в среднесрочной перспективе цены будут падать, уверен начальник аналитического отдела БКС Кирилл Чуйко. Рост финансовых показателей связан напрямую с контролем издержек, говорят представители НЛМК, Evraz, ММК и «Северстали». При этом средний курс доллара к рублю вырос в 2 раза с начала 2013 г., а средние административные и операционные расходы металлургов снизились ровно наполовину, следует из отчетов компаний. Больше всех – на 61% – расходы снизил ММК. С 2013 г. все металлурги сократили инвестпрограммы (в среднем на 89%). Это, а также рост цен позволили снизить долговую нагрузку со среднего показателя по отрасли в 2013 г. 3,2 EBITDA (с учетом 6,8 EBITDA у «Мечела») до 1,8 EBITDA к концу сентября 2016 г., при этом у НЛМК, ММК и «Северстали» она стала ниже единицы, говорит Худалов.
Компании за последние два года пересмотрели дивидендную политику, увеличив выплаты, но все равно на их счетах по итогам сентября 2016 г. образовалась существенная денежная подушка: у «Северстали» – $1,1 млрд, у НЛМК – $527,3 млн, у ММК – $192 млн (последний в III квартале снизил общий долг на $1 млрд).
При этом тратить накопленное компании пока не торопятся. «Приобретений и значительного увеличения мощностей не планируем», – говорит представитель «Северстали». ММК и НЛМК будут инвестировать в повышение операционной эффективности, а Evraz – снижать долговую нагрузку (сейчас она составляет 3,3 EBITDA).
Металлургические компании в ближайшие два-три года ожидает судьба «дойной коровы», считает Чуйко: долговая нагрузка низкая, инвестировать в новые мощности при глобальном перепроизводстве нет смысла, Китай как драйвер роста металлургии – отыгранный вариант, а нового нет. Кроме того, экспортные рынки закрываются (например, Европа уже вводит пошлины). В такой ситуации только и остается платить высокие дивиденды акционерам, считает он.