«Аэрофлот» заметно укрепил позиции несмотря на общее падение рынка в 2016 году

В лидерах роста также «Уральские авиалинии», S7 и «Ютэйр»
В 2016 г. сильнее остальных авиаперевозчиков укрепил свои позиции «Аэрофлот»
В 2016 г. сильнее остальных авиаперевозчиков укрепил свои позиции «Аэрофлот» / Андрей Гордеев / Ведомости

В 2016 г. четыре крупнейших перевозчика увеличили свои доли на российском авиарынке, сильнее всех вырос «Аэрофлот» (см. график), весь рынок при этом за 11 месяцев упал год к году на 5,4% – прежде всего из-за снижения покупательной способности населения.

Лидеры росли за счет перераспределения пассажиров «Трансаэро», отмечает заместитель гендиректора «Уральских авиалиний» Кирилл Скуратов. Несмотря на общее падение рынка в 2016 г., авиакомпании-лидеры летали с очень хорошей загрузкой, а у «Победы» (дочерний лоукостер «Аэрофлота») она доходит до 88% – невероятный результат для регулярной российской авиакомпании, отмечает принципал Bain & Company Андрей Панов.

Особенно усилились позиции группы «Аэрофлот» на международных линиях. В январе – сентябре 2015 г. доля группы на этих направлениях была 27,8%, почти столько же занимали иностранные перевозчики (26,9%), у остальных российских авиакомпаний было 45,3%. В январе – сентябре этого года доля «Аэрофлота» выросла до 38,6%, доля иностранцев – до 31,5%, остальные российские игроки упали до 29,9% (данные «Аэрофлота» и Росавиации). При этом перевозки за рубеж упали год к году с 32,3 млн до 24,2 млн пассажиров (с учетом иностранных авиакомпаний).

«Международные перевозки значительно прибыльнее внутрироссийских, такой рост «Аэрофлоту» обеспечили несколько факторов: передача международных назначений «Трансаэро», которая была основным конкурентом на международных линиях, увеличение «Аэрофлотом» транзита пассажиров из Юго-Восточной Азии, уход или сокращение емкостей многими иностранными авиакомпаниями – их пассажиров забрал «Аэрофлот», – говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. Иностранные перевозчики так и не восстановили свои позиции на российском рынке, добавляет Панов.

В относительном выражении из лидеров сильнее всех выросла S7 Group (в среднем на 24% в месяц).

В 2016 г. сильнее остальных авиаперевозчиков укрепил свои позиции «Аэрофлот»

«Мы ожидаем, что 2017 год станет годом восстановления рынка, по нашим прогнозам, авиационная отрасль сможет улучшить результаты 2015 г. и особенно 2016 г.», – говорит представитель «Аэрофлота».

В следующем году российские авиакомпании продолжат наращивать емкости, таким образом, пассажиропоток авиакомпаний вырастет, но финансовые результаты, вероятно, ухудшатся, предупреждает представитель S7. Цены на перевозки в нижнем ценовом сегменте могут упасть с учетом наращивания ближнемагистрального парка многими авиакомпаниями и давления со стороны лоукостера «Победа», согласен Панов.

Пассажиропоток начнет расти в 2017 г., если не будет очередных экономических потрясений, добавляет он, и в основном этот рост заберут на себя лидеры, которые уже заявили о существенном росте парка на следующий год. По оценке аналитика Райффайзенбанка Константина Юминова, рынок авиаперевозок в 2017 г. может вырасти на 5–10%.

«Финансовое состояние лидеров в 2016 г. улучшилось, мы планируем продолжить рост и в 2017 г.», – отмечает Скуратов.

В целом 2016 год был позитивным для авиакомпаний, хотя из негативных тенденций можно отметить интенсивный рост тарифов в аэропортах, добавляет представитель S7. Представитель «Аэрофлота» отмечает угрозы со стороны иностранных конкурентов: мировые лидеры постоянно трансформируют свои бизнес-модели – некоторые лоукостеры начинают предлагать услуги премиум-класса, запускают бонусные программы, заключают кодшеринговые соглашения, например, Ryanair отклонилась от курса «стандартной модели лоукостеров» и начала работать с крупными аэропортами и ищет партнера для предоставления услуг дальнемагистральных перевозок.

В 2016 г. сильнее остальных авиаперевозчиков укрепил свои позиции «Аэрофлот»