«Газпром» продал еще 2 млрд кубических метров газа на аукционе

Куплен весь газ с отбором на границе Евросоюза, но проигнорированы лоты с прокачкой по газопроводу OPAL
«Газпром» продал еще 2 млрд кубических метров газа на аукционе
«Газпром» продал еще 2 млрд кубических метров газа на аукционе / А. Махонин / Ведомости

Очередной аукцион «Газпром экспорта» по продаже природного газа для европейских стран прошел 31 августа – 2 сентября, по его результатам будут заключены договоры с 11 контрагентами на объем около 2 млрд куб. м, газ будет поставляться в течение зимнего периода 2016–2017 гг., сообщила компания. Представитель «Газпром экспорта» от дополнительных комментариев отказался.

Первый газовый аукцион «Газпром экспорт» провел в сентябре 2015 г., продал около 1,2 млрд куб. м газа, на втором, в марте 2016 г. для стран Балтии, продал около 420 млн куб. м. «Газпром» старается стать более рыночной компанией, судя по объемам продаж, в этом направлении он движется успешно: на первом аукционе продана примерно половина предложенного объема, на втором – около двух третей», – уточняет аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. На нынешнем аукционе зарегистрировалось больше участников, чем на предыдущих торгах на минувшую зиму, говорила генеральный директор ООО «Газпром экспорт» Елена Бурмистрова.

Как и на первом аукционе, газ предлагался на пунктах сдачи в Западной Европе, но ни одного лота не было продано с забором на газопроводе OPAL (связывает газопровод «Северный поток» с Чехией и Германией), сообщила в понедельник компания. «Это тоже значимый итог для «Газпрома»: Евросоюз разрешает монополии использовать только половину мощности OPAL (общая – 36 млрд куб. м в год), остальная мощность зарезервирована для третьих трейдеров; аукцион показал, что они не хотят покупать газ на «Северном потоке» и оплачивать его транспортировку по OPAL», – говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Сейчас Еврокомиссия решает, разрешить ли «Газпрому» полный доступ к OPAL, что необходимо ему для проекта по удвоению «Северного потока».

Стратегическая цель «Газпрома» – довести долю аукционных продаж до 5% от экспорта в Европу, пока их объемы несущественны (планы экспорта в дальнее зарубежье на год – не менее 165 млрд куб. м), но являются подспорьем, особенно при сокращении поставок на некоторые рынки: за восемь месяцев на 8% снизились продажи в России, на 12% – в страны Балтии, говорит Нестеров. Бурмистрова не исключала, что следующий аукцион пройдет весной 2017 г.