Супермаркеты «Смартори» отказались от модели платного клуба

Проект оператора «Глобус гурмэ» проработал в этом формате год
Проект оператора «Глобус гурмэ» – супермаркеты «Смартори» – через год работы отказался от модели платного клуба/ М. Стулов/ Ведомости

Супермаркеты «Смартори» под управлением Столичной торговой компании (СТК) с 1 сентября 2016 г. отказались от обязательных платных клубных карт. Об этом сообщается на сайте «Смартори» и подтвердил гендиректор СТК Андрей Яковлев. СТК уже развивает сеть гастрономов «Глобус гурмэ», которые в отличие от среднеценового «Смартори» работают в премиальном сегменте.

Изначально «Смартори» задумывались как клубные магазины, где право на покупки нужно оплачивать отдельно. Стоимость годовой клубной карты составляла 6000 руб., по данным Яковлева. Первый магазин этой сети СТК запустила в августе 2015 г., сейчас работают два супермаркета под вывеской «Смартори» на Ленинградском и Калужском шоссе в Москве, а также интернет-магазин. В клубе «Смартори» состоит около 25 000 человек, по данным Яковлева, но только половина из них купила карту – остальные зарегистрировались бесплатно. Выручка «Смартори» согласно «СПАРК-Интерфаксу» за неполный прошлый год составила 3 млн руб., чистая прибыль – 224 000 руб. (компания финпоказатели не раскрывает). Основные владельцы СТК – Яковлев и первый заместитель председателя правления Сбербанка и экс-гендиректор X5 Retail Group Лев Хасис.

У «Смартори» недостаточно точек, а узнаваемость бренда и доверие к нему невысоки, поэтому модель платного членства сработала не так эффективно, как ожидалось, рассказал «Ведомостям» Яковлев. Формат, по его словам, изначально был экспериментальным и, изучив покупателей, компания приняла решение временно отказаться от него. Когда сеть «Смартори» станет насчитывать порядка 100 магазинов, руководство компании может вернуться к идее платного членства, говорит Яковлев, добавляя, что планы на ближайшие 3–5 лет, как и намечалось ранее, – открыть 30 магазинов.

Российский потребитель, очевидно, не готов к формату платного участия в шопинг-клубах, рассуждает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, с наступлением кризиса и падением реальных доходов населения эта идея и вовсе потеряла шанс на выживание.

«Смартори» не отказывается от клубной концепции – покупателями все еще могут быть только члены клуба, но теперь это можно сделать бесплатно, замечает Яковлев. Правда, первую покупку в офлайн-магазине можно совершить и без регистрации с помощью «однократной карты», сказано на сайте сети. Также члены клуба могут приобрети годовые карты магазина за 3000 и 10 000 руб., отмечается там же. Они дают право получать отложенную скидку в виде бонусных баллов от стоимости каждой покупки, пояснил Яковлев, а их владельцам будут доступны дополнительные скидки на услуги компаний – партнеров «Смартори» (среди них, например, «Рестораны Раппопорта»; их представитель на запрос не ответил).

Бесплатное участие в клубе вполне может стать эффективной моделью, полагает Бурмистров: покупатели в России любят принадлежать к привилегированным группам. Правда, он считает новый формат карт лояльности «Смартори» все еще слишком дорогим для массового потребителя. «Клиент приобретает карту сети, когда четко понимает, что за две-три покупки скидки и бонусы по ней превысят ее стоимость», – говорит Бурмистров.

Продажи клубных карт в общей выручке «Смартори» не превышали 10%, добавляет Яковлев, этот доход СТК надеется восполнить за счет продаж новых карт с отложенной скидкой. Ценовая политика «Смартори», по его словам, не изменится: цены удается сдержать благодаря небольшому ассортименту в 4000 товарных позиций и минимальным расходам на персонал, а то, что СТК также развивает семь магазинов «Глобус гурмэ», облегчает общение с поставщиками, перечисляет Яковлев.