Потребители электроэнергии хотят компенсаций в случае аварий на энергосистеме

Сейчас они сами оплачивают резервные мощности, которыми покрывается дефицит
Авария на Рефтинской ГРЭС заставила потребителей задуматься о компенсации за отключение электроэнергии
Авария на Рефтинской ГРЭС заставила потребителей задуматься о компенсации за отключение электроэнергии / Владимир Жабриков / ТАСС

Крупные потребители энергии должны иметь возможность получать плату за отключение при пиках спроса на электроэнергию или в результате аварий в энергосистеме, следует из письма директора «Сообщества потребителей энергии» Василия Киселева вице-премьеру Аркадию Дворковичу, с содержанием которого ознакомились «Ведомости». Представитель сообщества подтвердил, что такое письмо было отправлено в конце августа. Письмо еще не получено, сказал представитель Дворковича.

Резерв мощности в энергосистеме нужен для покрытия пиков спроса и обеспечения экспорта электроэнергии. Установленная мощность электростанций России на конец 2015 г. составила 235,3 ГВт, из них резерв – 42 ГВт, следует из данных «Системного оператора». Но существующая схема формирования и использования этих резервов не является оптимальной, а расчет необходимой мощности для резервирования непрозрачен, считает Киселев.

Повод для письма

22 августа авария на электростанции на Рефтинской ГРЭС привела к веерному отключению оборудования с выделением энергосистем нескольких регионов Сибири в изолированную работу от единой энергосистемы страны, пишет Киселев. В результате был отключен значительный объем мощности на электростанциях, крупных потребителей Сибири и населения (более 600 000 человек), были сбои в движении поездов.

Резервную мощность оплачивают потребители энергии, но часто для ликвидации последствий аварий балансировка системы осуществляется за счет отключения потребителей, а не ввода резервных мощностей, отмечает он. Получается, что потребители оплачивают услугу стороннему исполнителю («Системный оператор»), но оказывают ее сами себе, причем безвозмездно, недоволен он. По словам Киселева, законодательство предусматривает механизм компенсации ущерба отключенным потребителям, но на практике он не работает. «Системный оператор» ежегодно в декабре проводит конкурс среди поставщиков, готовых включиться из резерва по его команде. Но потребители с регулируемой нагрузкой не могут в нем участвовать, считает Киселев.

Потребители просят допустить их к участию в конкурсе, что логично и может быть рыночным механизмом, если будут потребители, согласные с тем, чтобы их отключали при пиковом росте спроса, считает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Когда происходит авария, потребителей могут отключить, потому что возникает дефицит мощности, но по сути это не отличается от того, что дефицит будет покрыт за счет экстренно включившихся энергоблоков, получивших за это плату.

Плата за отключение не может быть услугой, говорит представитель «Системного оператора». В условиях дефицита мощности это могло иметь смысл, но сейчас в энергосистеме наблюдается избыток мощности и регулирование электробаланса в аварийных ситуациях за счет снижения потребления возможно только в конкретных точках энергосистемы, считает он. Сама технологическая структура «Системного оператора» не позволяет потребителям выбирать – участвуют они в ликвидации аварии путем ограничения потребления или нет, подчеркивает он, поэтому ограничение потребления по команде «Системного оператора» и закреплено законом. Вопрос компенсации затрат потребителей вполне закономерен, это можно реализовать через механизмы рынка мощности, добавляет он. «Системный оператор» обладает всеми инструментами, позволяющими ему эффективно выполнять функции по предотвращению и ликвидации аварий, создание дополнительного механизма не требуется, считает представитель Минэнерго. В августе заработал механизм, когда потребители могут заявиться на конкурентный отбор мощности с указанием планируемого объема снижения потребления, отмечает он.