«Дикси» переформатирует супермаркеты «Виктория»
Для ускорения роста сети торговые площади сократятся вдвоеЧетвертый по обороту ритейлер в России – группа компаний «Дикси» решила изменить формат супермаркетов «Виктория», которые достались ей в 2011 г. в ходе покупки одноименного конкурента у Николая Власенко, Александра Зарибко и Владимира Кацмана. Это следует из опубликованного вчера годового отчета группы.
На подразделение «Виктория» приходится около 12% всей выручки группы «Дикси», ее основной формат – одноименные «магазины у дома». За семь месяцев 2016 г. выручка «Виктории» выросла на 14,4% до 21,63 млрд руб. – медленнее, чем выручка «магазинов у дома» «Дикси», которая увеличилась на 22,5% (см. также график).
Супермаркеты «Виктория» расположены в Москве, Подмосковье и Калининградской области. В Калининграде ритейлер не может активно развивать сеть, где доля рынка «Дикси» после сделки с «Викторией» превысила 25%. «По данной причине приоритетом развития с точки зрения географии становится Московский регион», – говорится в отчете группы. Но «стандартный» формат «Виктории» оказался затратным для быстрого развития, а масштабы бизнеса – невелики. «Был разработан формат так называемой легкой «Виктории», которая должна помочь дивизиону активнее развиваться в Московском регионе и улучшить показатели прибыльности бизнеса», – отчиталась группа.
С начала 2016 г. в новый формат в тестовом режиме переформатировано и открыто новых около 20 магазинов «Виктория» в Москве и области, уточнил представитель ГК «Дикси» Антон Пантелеев. В целом ритейлер обновит формат части уже работающих магазинов, но «упор будет сделан на открытие именно новых супермаркетов». «Плюс нового концепта – в возможности открывать его и в стрит-ритейле, и в торговых центрах», – добавил Пантелеев. Если торговая площадь «старой» «Виктории» – около 2000 кв. м, то у «новой» – около 1000 кв. м. В новых магазинах будет на 20% меньше сотрудников, говорит Пантелеев (раскрыть количество он отказался).
На меньшей площади супермаркета будет меньше и ассортимент, включая готовую продукцию, но вырастет доля площадей под свежие скоропортящиеся продукты, сказано в годовом отчете «Дикси». «Для покупателя изменений в магазине практически не будет заметно, так как сокращение происходит за счет уменьшения цеха для производства готовой продукции «Виктории», которая будет привозиться с фабрики», – добавил Пантелеев.
Уменьшение площадей под кухни позволит «Дикси» сократить затраты на оборудование и быстрее готовить магазин к открытию. В 2015 г. открылась фабрика готовой еды, которая и будет обеспечивать магазины уменьшенного формата частью ассортимента, рассказал Пантелеев. Стоимость открытия супермаркетов «Виктория» в старом и новом форматах он назвать отказался.
Затраты на открытие стандартного супермаркета «Виктория» могут составлять около 80 млн руб., а «облегченной» версии – около 40 млн, подсчитал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
«Формат супермаркета нуждается в настройке под новые условия на рынке, более высокий уровень конкуренции, ограниченный бюджет потребителя, слабую экономику. «Облегченный» формат может стать таким решением», – считает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Новый формат магазинов «Виктория» меньшей площадью позволит «Дикси» рассматривать больше вариантов для аренды, это актуально для развития в Московском регионе, добавляет Колупаева.
Уменьшение формата позволит ускорить развитие сети, полагает руководитель направления услуг ритейлерам компании JLL Анна Панюкова: у «Виктории» будет шире выбор площадок и в стрит-ритейле, и в торговых центрах, а открывать точки можно будет быстрее и дешевле. Однако конкуренция в этом сегменте заметно усилилась, замечает Панюкова: сегодня все развивающиеся продуктовые ритейлеры готовы рассматривать помещения такой небольшой площади в хорошей локации.
Например, «Азбука вкуса» открывает супермаркеты на относительно маленьких площадях – от 550–700 кв. м торговой площади, напоминает Бурмистров. «Все хорошие крупные площади заняты, это общая тенденция, и ГК «Дикси» таким образом может попытаться получить часть аудитории «Азбуки вкуса», – рассуждает он. – Кроме того, выручка супермаркета с 1 кв. м выше, чем у дискаунтера, поэтому он позволяет открывать супермаркет на площадях, не подходящих под другой формат».
Сейчас крупнейшая по выручке сеть супермаркетов в Москве – «Перекресток» (63,7 млрд руб. за 2015 г. без НДС, данные «Infoline-аналитики»), а также «Азбука вкуса» (33 млрд руб.), Billa (31,2 млрд руб.), «Седьмой континент» (17,4 млрд руб.), «Атак» (16,1 млрд руб.) и «Виктория» (14,9 млрд руб.).