Минфин предложил акциз на сладкие напитки

Если идею одобрят, бюджет получит 80 млрд рублей в 2017–2019 годах
Если акциз на сладкие напитки будет введен, они наверняка подорожают
Если акциз на сладкие напитки будет введен, они наверняка подорожают / Максим Стулов / Ведомости

Идею ввести налог на сахар и жир Минфин России впервые обнародовал в феврале этого года. Затем от акциза на пальмовое масло решено было отказаться, а на сахар, видимо, нет. В середине мая замминистра финансов Илья Трунин называл акцизы на напитки с сахаром «мировым трендом». «Мы продолжаем прорабатывать [этот вопрос]. По сахаросодержащим напиткам <...> различные варианты налогообложения в мире используются, мы не будем выбиваться из какого-то тренда», – цитировал тогда Трунина ТАСС.

Акциз на сладкие напитки будет губителен для отрасли, предупреждает президент Союза производителей безалкогольных напитков (СПБН) Дмитрий Петров. Продажи сладких газированных напитков по отдельным категориям из-за кризиса уже сократились за год на 10–15% в натуральном выражении, а в регионах банкротятся небольшие предприятия, перечисляет он (см. график). Это не продукт первой необходимости, люди отказываются от газировки и без введения сборов, напоминает Петров. При экономической нестабильности и затяжном кризисе любые дополнительные ограничения для бизнеса могут иметь серьезные последствия, соглашается представитель пивоваренной компании «Балтика» (входит в Carlsberg; производит безалкогольные напитки Flash Up, квас «Хлебный край» и др.).

Как стало известно «Ведомостям», Минфин предлагает ввести акциз на напитки с добавлением сахара и/или других подслащивающих и вкусоароматических веществ в размере 5 руб. за 1 л. Инициатива содержится в материалах к совещанию о дополнительных доходах в бюджет на 2017–2019 гг., которое прошло у вице-премьера Игоря Шувалова ранее на этой неделе; «Ведомости» ознакомились с материалами. Акциз позволит увеличить поступления в бюджет в 2017 г. на 25 млрд руб., в 2018 г. – на 27 млрд руб. и в 2019 г. – на 28 млрд руб., следует из предложений Минфина (см. также статью на стр. 01). Чиновник финансово-экономического блока и другой федеральный чиновник это подтвердили.

Собеседники «Ведомостей» не уточнили, с каких именно напитков планируется взимать акциз. Представители Шувалова и вице-премьера Аркадия Дворковича от комментариев отказались. Представитель Минфина не ответил на запрос. В Минэкономразвития, по словам его представителя, не поступали предложения Минфина об акцизе на сладкие напитки.

Несладкий опыт

С января 2014 г. в Мексике действует налог в 1 песо за литр сладких газированных напитков. Цена на безалкогольные напитки в стране повысилась на 9–18% в зависимости от тары. Спустя год продажи сладкой газировки упали на 12%, по данным исследования журнала The BMJ. В Дании акциз на сладкие газированные напитки ($0,1–0,28 за 1 л в зависимости от концентрации сахара) отменен в 2013 г., причина – заполнение датского рынка газированными напитками из Германии и Швеции, где акциза не было. Правительство Дании подсчитало, что ежегодно недополучает 38,9 млн евро от неуплаты НДС.

Подорожание сладких безалкогольных напитков на 1% ведет к падению их продаж на 1,5%, говорит Петров. Получается, при введении предложенного Минфином размера налога продажи дешевых напитков стоимостью около 30 руб. (почти половина рынка) упадут на 20–25%, что критично для большинства предприятий отрасли, подсчитал эксперт.

Ввести налог на сахаросодержащие напитки прежде всего сложно с точки зрения администрирования, говорит представитель крупного производителя напитков. Если чиновники так хотят обложить налогом вредные сладкие продукты, почему просто не увеличить НДС на сахар с 10 до 18%, что поставило бы всех производителей в равные условия, удивляется он.

Представитель Danone (производит в том числе питьевые йогурты) от комментариев отказался, выразив надежду, что нововведения если и будут, то не коснутся молочной продукции. Менеджер другого крупного производителя молочной продукции напомнил: в странах, где действует подобная норма в отношении сахаросодержащих напитков, молочные продукты с добавлением сахара выведены из-под действия такого закона (см. врез).

Представители PepsiCo в России (бренды Pepsi, Lipton Ice Tea, соки и нектары «Фруктовый сад», «Любимый») и российского подразделения Coca-Cola (Coca-Cola, Nestea, «Моя семья», «Добрый» и др.) от комментариев отказались, отметив, что их позиция представлена СПБН. Получить комментарии крупного отечественного производителя соков – компании «Сады Придонья» не удалось.

Если акциз на сладкие напитки будет введен, они наверняка подорожают