Приватизация «Совкомфлота» отложена на 2017 год

Как выяснили «Ведомости», в плане приватизации остается только «Роснефть»
Государство побаивается рыночных потрясений и решило придержать судоходную компанию (на фото – судно трехмерной сейсмической разведки «Вячеслав Тихонов»)
Государство побаивается рыночных потрясений и решило придержать судоходную компанию (на фото – судно трехмерной сейсмической разведки «Вячеслав Тихонов») / М. Стулов / Ведомости

Приватизация «Совкомфлота» перенесена на 2017 г., знают два федеральных чиновника, имеющих отношение к приватизации.

«Совкомфлот» специализируется на перевозке нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа. Клиенты – крупнейшие нефтегазовые компании России: «Роснефть», «Газпром», «Новатэк».

«Совкомфлот» через Росимущество на 100% принадлежит государству. Правительство в этом году рассчитывало продать 25% минус 1 акция судоходной компании.

Пресс-секретарь председателя правительства Наталья Тимакова переадресовала вопрос о сроках приватизации «Совкомфлота» представителю Минэкономразвития, а тот сказал, что не располагает подобной информацией, но сообщил, что компания находится в высокой степени готовности к совершению сделки. По его данным, «ВТБ капитал», агент приватизации, должен представить правительству предложения о сроках сделки. Человек, близкий к «ВТБ капиталу», говорит, что в банке еще не знают о переносе срока приватизации «Совкомфлота». В Минтрансе и Минфине не ответили на запрос «Ведомостей». Пресс-службе Росимущества не известно о переносе сроков приватизации «Совкомфлота». В «ВТБ капитале» от комментариев отказались

«Решения об условиях приватизации, ее сроках и покупателях – прерогатива акционера», – ответил представитель «Совкомфлота». А федеральный чиновник знает, что в необходимости перенести сделку Росимущество убеждали менеджеры «Совкомфлота», и привел их аргументы: «Сейчас не время продавать, рынок на стороне покупателей, к мировым инвестфондам выстраивается очередь».

Бедные времена

Чистая прибыль «Совкомфлота» по МСФО в первом полугодии 2016 г. в долларах сократилась до $165,9 млн, или на 23,3%, выручка – до $680,2 млн, или на 9,2%, EBITDA – до $385,8 млн, или на 1,9%. В компании это объяснили ослаблением конъюнктуры танкерных перевозок. «В некоторых сегментах танкерного рынка спотовые ставки снизились примерно на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что, безусловно, сказалось на всей отрасли», – прокомментировал ситуацию Франк.

В июне гендиректор «Совкомфлота» Сергей Франк в интервью Bloomberg говорил о первичном размещении акций компании в I квартале 2017 г. Он предлагал, в частности, переждать голосование о выходе Великобритании из Евросоюза: «Важно, чтобы Лондон продолжал функционировать как международный морской узел и не появилось никаких дополнительных препятствий для судоходства». Стоимость компании сильно зависит от подобных внешних факторов, подчеркивал Франк. В начале июля замминистра транспорта Виктор Олерский заявил, что правительство рассчитывает продать долю в «Совкомфлоте» в 2016 г.

Директор по развитию Portnews Надежда Малышева считает, что чем позже будет продан пакет «Совкомфлота», тем лучше: как минимум целесообразно дождаться годовых результатов работы компании. В прошлом году чистая выручка «Совкомфлота» (доходы от фрахта и аренды за вычетом рейсовых расходов) составила $1,24 млрд, чистая прибыль – $354,5 млн. И это один из лучших результатов компании за последние 20 лет, подчеркивает Малышева. По ее прогнозам, в 2016 г. результаты будут если не лучше 2015 г., то примерно такими же. «Два года устойчивого роста позволят повысить стоимость компании при размещении», – рассуждает эксперт (см. также врез).

Гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров подчеркивает, что «Совкомфлот» – крупная международная компания и интерес к ней есть не только у российских, но и у международных инвесторов, в том числе портфельных. «В 2017 г. ситуация с санкциями может измениться, это даст масштабнейший рост стоимости компании», – надеется он.

Государство думало продать пакет «Совкомфлота» на бирже еще в 2015 г. и заработать 24 млрд руб. Но тогда первичное размещение «Совкомфлота» так и не состоялось. Оценка пакета сохранилась на прежнем уровне, говорил в мае министр экономразвития Алексей Улюкаев. Тогда же он подтверждал оптимистичный прогноз поступлений от приватизации в федеральный бюджет в 2016 г. «Мы сохраняем планы по реализации находящихся в федеральной собственности акций крупных компаний – «Башнефти», «Роснефти» и «Совкомфлота», ВТБ, – говорил министр (цитата по «Интерфаксу» ). – В случае успешной приватизации в 2016 г. крупных государственных активов федеральный бюджет получит до 1 трлн руб.».

В середине августа Тимакова сообщила, что председатель правительства Дмитрий Медведев принял решение перенести приватизацию 25% «Башнефти» на более поздний срок и президент это решение одобрил. Она не сказала, что послужило причиной такого решения. Ранее Улюкаев допускал, что приватизация 19,5% «Роснефти» может также быть перенесена на 2017 г. Перенесли на 2017 г. и приватизацию 10,9% ВТБ, говорил в июле первый зампред правительства Игорь Шувалов.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)