Издержки РЖД должны сократиться в этом году как минимум на 60 млрд рублей
Программа близка к выполнению – 53 млрд рублей уже сэкономлены, в том числе на расходах на персоналВ этом году РЖД может сократить издержки на 89 млрд руб., рассказал «Ведомостям» сотрудник одной из крупных компаний – операторов подвижного состава. Человек, знакомый с топ-менеджерами РЖД, знает, что компания подготовила программу сокращения издержек, но сэкономить планирует меньше – 60 млрд руб. (за основу для расчетов принимается отчетность по РСБУ). Экономия планируется примерно такая, знает федеральный чиновник.
Представитель РЖД планы сокращения издержек не раскрывает. Но в первой половине 2016 г. монополия уже оптимизировала расходы на 53 млрд руб., говорит он, – на 43,7 млрд в I квартале и на 9,3 млрд во втором. Общие операционные расходы РЖД за шесть месяцев 2016 г. составили, по данным РСБУ, 702,7 млрд руб.; за весь 2015 год – 1,4 трлн руб. Аудит издержек и разработка программы по их сокращению проводились РЖД совместно с Минэкономразвития, одним из первых результатов стало то, что компания закончила 2015 год без убытков, замечает представитель министерства.
Сокращение издержек РЖД предусмотрено антикризисным планом правительства, знает человек, знакомый с менеджментом монополии. В начале августа 2016 г. Росимущество разослало в госкомпании директиву снизить на 10% операционные издержки и представить в правительство план этой работы. На это компаниям отводится месяц. РЖД, по словам ее представителя, разработала для каждого филиала дополнительную программу повышения эффективности операционной и инвестиционной деятельности, которая предусматривает и оптимизацию затрат – сокращение издержек, внедрение ресурсосберегающих технологий и др.
Человек, знакомый с топ-менеджерами монополии, говорит, что сокращение издержек не приведет к переносу уже запланированных проектов на следующий год.
Значительная часть оптимизации расходов в первой половине 2016 г. была связана с сокращением расходов на персонал, оптимизацией закупок и снижением непрофильных расходов, перечисляет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Во втором полугодии РЖД планирует дополнительную индексацию оплаты труда персонала, напоминает он, поэтому сокращение расходов будет меньшим. В целом по итогам 2016 г. РЖД планирует заработать 900 млн руб. чистой прибыли (по РСБУ), заявлял президент компании Олег Белозеров на совещании у президента России Владимира Путина в июле. Прошлый год монополия закончила с чистой прибылью в 318 млн руб. по РСБУ или 8,2 млн руб. по МСФО.
Впрочем, на днях замминистра экономического развития Николай Подгузов сообщил, что министерство прорабатывает возможность предоставления РЖД субсидий в 2017 г. «Сейчас мы этот вопрос обсуждаем», – добавлял чиновник (цитата по ТАСС).
Финансовый план на 2016 г., который монополия внесла в правительство еще в прошлом году, не предполагал субсидий на поддержание финансовой устойчивости. Но в 2017–2018 гг. РЖД не обойтись без субсидий в 40 млрд руб., говорилось в пояснительной записке к инвестиционной программе и финансовому плану (с ней ознакомились «Ведомости»). Одновременно монополия информировала чиновников правительства, что дальнейшее снижение затрат представляется ей маловероятным. Субсидия «фиксирует прогнозируемые финансовые риски в ухудшающихся макроэкономических условиях», объяснял тогда сотрудник РЖД: если экономическая ситуация улучшится, то, возможно, субсидий вообще не потребуется.
Сейчас Минэкономразвития не рассматривает возможность предоставления РЖД субсидий в 2017 г. всерьез, сказал «Ведомостям» человек, близкий к этому министерству. А сотрудник РЖД говорит, что финансовый план на 2017 г. компания будет направлять в правительство только в ноябре и окончательное мнение о том, необходимы компании в 2017 г. субсидии или индексация тарифов, пока не сформировано.