ФАС сможет устанавливать тарифы для строящихся аэропортов

Это грозит подорожанием авиабилетов
Федеральная антимонопольная служба сможет устанавливать тарифы на услуги для строящихся аэропортов
Федеральная антимонопольная служба сможет устанавливать тарифы на услуги для строящихся аэропортов / Е. Разумный / Ведомости

«Рост аэропортовых сборов существенно увеличивает расходы авиакомпаний и в конечном итоге может привести к снижению пассажиропотока в этих аэропортах», – предупреждает представитель S7. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев в марте в интервью «России 24», говорил, что компания вынуждена будет поднимать цены на билеты из-за роста аэропортовых сборов.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала проект изменений в положение о госрегулировании цен на услуги естественных монополий в аэропортах. Основная новация – ФАС сможет устанавливать предварительные долгосрочные тарифы (до пяти лет) для компаний, которые реализуют масштабные аэропортовые инвестпроекты, т. е. еще не ведут операционную деятельность и не являются субъектами естественных монополий, рассказал и. о. начальника управления регулирования транспорта ФАС Андрей Кузнецов. «Это должно облегчить приход инвесторов, у них будет понимание, за счет чего они будут возвращать инвестиции. Такие инвесторы выступают в хорошем смысле лоббистами изменений», – продолжает он. Сейчас несколько объектов строят новые, не ведущие деятельности компании: например, аэропорт «Южный» под Ростовом (структура холдинга «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга за 18 млрд руб.), новый терминал аэропорта Хабаровска, приводит он пример.

Для действующих аэропортов, осуществивших инвестиции, долгосрочные тарифы устанавливаются и сейчас: еще до слияния с ФАС их установила Федеральная служба по тарифам для «Пулково», аэропортов Сочи и Самары, в июле служба установила их на четыре года для аэропорта Нижнего Новгорода (входит в «Аэропорты регионов»), аэропорт может применить их уже в сентябре, рассказал Кузнецов.

Проект изменений будет одобрен постановлением правительства, он сейчас согласуется Минтрансом и Минэкономразвития, после чего будет внесен в правительство, сказал Кузнецов. Представитель Минтранса от комментариев отказался, представитель Минэкономразвития сообщил, что министерство поддерживает введение долгосрочного тарифного регулирования.

ФАС регулирует в региональных аэропортах тарифы за взлет-посадку, сверхнормативную стоянку судна, обеспечение авиационной безопасности и аэровокзальное обслуживание. Регулируемые долгосрочные тарифы в Нижнем Новгороде будут почти вдвое выше нынешних, знает федеральный чиновник. «Обслуживание оборотного рейса (прилет-улет) стоит в Нижнем Новгороде примерно 100 000 руб., из которых больше половины приходится на регулируемые тарифы, т. е. сборы аэропорта подорожают примерно на 60 000 руб. – это очень много», – говорит топ-менеджер российской авиакомпании. Аэропорты «Пулково» и Сочи, где ранее ввели долгосрочные тарифы, самые дорогие в европейской части страны – примерно 200 000 и 150 000 руб. за оборотный рейс, добавляет он.

Аэропортовые сборы в расходах авиакомпаний составляют от 10 до 20%. «В долгосрочном планировании нет ничего плохого, авиакомпании тоже заинтересованы заранее планировать расходы. Но если суть долгосрочных тарифов состоит только в том, что вместо старого аэропорта или терминала откроется новый, но вдвое дороже, то все авиакомпании, уверен, консолидированно будут против. Российские аэропорты, к сожалению, остаются одними из самых дорогих, особенно региональные. Их экономика значительно лучше, чем у авиакомпаний, которые работают в условиях острой конкуренции», – говорит гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов.