ФК «Зенит» подорожал до 15,4 млрд рублей
Акционеры докапитализировали футбольный клуб почти на 6 млрд рублей, это поможет ему соответствовать правилам финансового fair play UEFAАО «Футбольный клуб» Зенит» выпустил 14 951 новых акции и привлек 5,9 млрд руб., следует из отчетности клуба по РСБУ за 2015 г. Их номинал - 1000 руб., цена размещения - 395 025 руб. за акцию. После эмиссии уставный капитал клуба увеличился до 39 004 акций. Таким образом, акционеры оценили клуб в 15,4 млрд руб. Предыдущая эмиссия в 2011 г. размещена по 132 000 руб., а весь клуб был оценен в 3,2 млрд руб. (все данные - «СПАРК-Интерфакс»).
Акции были размещены по рыночной цене, которая отражает рост стоимости бренда ФК «Зенит», и рыночной стоимости команды за последние годы, говорит представитель клуба. По его словам, в результате допэмиссии состав акционеров АО ФК «Зенит» «существенно не изменился», но представитель отказался сообщить, кто из акционеров и в каких пропорциях выкупил допэмиссию.
По данным СПАРК, основной акционер «Зенита» - Газпромбанк (51%). Но в финансовой отчетности Газпромбанка за 2015 г. 51% акций ФК «Зенит» из списка активов исчез. В списке аффилированных лиц Газпромбанка на 30 июня 2016 г. АО «ФК «Зенит» остается, но не указана доля владения банка клубом.
Газпромбанк мог выкупить допэмиссию вместе с другими акционерами, но не пропорционально своей доле, а несколько меньше, тем самым размыв свой пакет до уровня меньше 50%, предполагает партнер Tertychny Law Иван Тертычный. Возможно, убытки клуба за 2014 г. негативно отражались на финансовых показателях всей группы «Газпромбанк», и банк предпочел уменьшить свою долю настолько, чтобы иметь возможность вывести «Зенит» за периметр группы и тем самым не консолидировать его финансовые показатели в своей отчетности, добавляет он. Представитель «Зенита» не комментирует исчезновение 51% акций клуба из финансовой отчетности Газпромбанка. Представители банка на запрос не ответили.
Скорее всего, реального увеличения капитализации клуба не произошло, и в результате нерыночного размещения клубу добавлено столько средств, сколько требуется на покрытие убытков, долгов и обеспечения операционной деятельности, предполагает партнер Deloitte Шариф Галеев.
По правилам UEFA, клубы не могут тратить больше, чем зарабатывают. Клубам угрожают санкции вплоть до исключения из турниров, если их потери за последние два сезона превзойдут 45 млн евро. Из-за нарушения этого требования UEFA в 2014 г. оштрафовал «Зенит» на 12 млн евро и ввел ограничения на размер убытков по итогам 2015 г. - они не должны превысить 30 млн руб. Убыток «Зенита» за 2014 г. - 5,2 млрд руб., в 2013 г. - 320,4 млн руб., в 2012 г. – 700,8 млн руб. Убыток за 2014 г. носил скорее «бумажный» характер и был связан в первую очередь с изменением курса валюты в 2014 г., говорит представитель «Зенита». По его словам, клуб был вынужден пересчитать в соответствии с новым курсом свои обязательства по долгосрочным валютным кредитам.
Прибыль ФК «Зенит» за 2015 г. – 229 млн руб. Она обусловлена в основном спортивными успехами: это призовые от выступления в Лиге чемпионов, от победы в чемпионате России, рассказывает представитель клуба. Кроме того, «Зенит» провел эффективную трансферную кампанию, получив существенный доход от выгодной продажи Саломона Рондона и не осуществив дорогих приобретений. По данным ресурса transfermarkt.com, «Зенит» продал Рондона в английский West Bromwich за 17 млн евро.
«Зенит» заключил мировое соглашение с UEFA. Оценка кредитов по методикам финансового fair play изменила показатели клуба и было решено заключить мировое соглашение, рассказывал тогда представитель «Зенита». UEFA запретил клубу брать новые кредиты на покупку игроков.
Увеличение капитала не нарушает правил финансового fair play, ответил «Ведомостям» представитель UEFA. Организация разрешает помощь владельцам клубов, но их вложения не должны превышать 45 млн евро за два сезона с 2013 по 2015 г. и 30 млн евро – в следующие три сезона с 2015 по 2018 г.
Среди крупных акционеров «Зенита» также ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» (25,01%) и «Сибур холдинг» (10,75%). Представители компаний посоветовали обратиться за комментариями в клуб.
Миноритарные акционеры клуба - АО «Ломо», ООО «Оазис плюс», Леноблкомимущество, Комитет имущественных отношений Петербурга (КИО), ОАО «Каравай», ООО «Страйк», Фонд развития и поддержки СМИ. КИО не воспользовался преимущественным правом приобретения, учитывая позицию комитета по физкультуре и спорту о нецелесообразности данного приобретения, а также из-за отсутствия средств на это в бюджете Петербурга, говорит представитель комитета. Ленобласть с 2002 г. владеет 50 обыкновенными именными акциями «Зенита», регион не приобретал дополнительных акций, говорит представитель администрации Ленобласти. По его словам, с проведенной допэмиссией «Зенита» в 2015 г. доля Ленобласти в уставном капитале уменьшилась до 0,16%. По данным СПАРК, у Ленобласти было 0,21% уставного капитала.
Владелец «Оазис плюс» не знал о допэмиссии. Гендиректор «Каравая» отказался от комментариев. «Ломо» и фонд не ответили на запрос. С ООО «Страйк» связаться не удалось.
«Зенит» – четырехкратный чемпион России по футболу, обладатель Кубка и Суперкубка UEFA. В этом году «Зенит» будет играть в Лиге Европы UEFA.
Генеральный споносор клуба - «Газпром». Его «дочка» «Газпром нефть» до 2019 г. заплатит клубу 90 млн евро. Всего у «Зенита» около 30 партнеров и спонсоров.
В 2012 г. агентство Brand Finance оценило бренд «Зенита» в $56 млн. Популярность клуба растет, это свидетельство положительной динамики стоимости бренда «Зенит», говорит генеральный директор Sport Media Group Сергей Пантелеев. По его словам, «Зенит» - один из самых популярных клубов в стране, что отражается, к примеру, на количестве спонсорских контрактов и их стоимости. Капитализация клуба будет продолжать расти, но из-за кризиса темпы будут не такими быстрыми, добавляет он. Жесткой корреляции спортивных успехов с ростом стоимости бренда нет. Manchester United уже несколько лет не выигрывает серьезных титулов, но показатели популярности клуба растут, напоминает он.