Компания Фридмана и его партнеров показала астрономическую прибыль

Энергетическое подразделение LetterOne задекларировало за 2015 год $15,8 млрд
Как стало известно «Ведомостям», энергетическое подразделение LetterOne Михаила Фридмана задекларировало за 2015 г. прибыль в $15,8 млрд.
Как стало известно «Ведомостям», энергетическое подразделение LetterOne Михаила Фридмана задекларировало за 2015 г. прибыль в $15,8 млрд. / Letterone Holdings S.A.

«Ведомостям» удалось ознакомиться с отчетами люксембургской LetterOne Holdings S.A. Михаила Фридмана и его партнеров. Этой компании принадлежит L1 Energy, инвестирующая в энергетический сектор.

Сумма в $14,7 млрд не только включает дивиденды, но и учитывает любое перемещение капитала внутри группы, отмечает источник, близкий к L1. Это особенность неконсолидированной отчетности по люксембургским стандартам, добавил аналитик Standard & Poor’s Александр Грязнов. В прошлом году группа была реорганизована. LetterOne Holdings была учреждена в июне 2013 г., после того как в марте «Роснефть» купила ТНК-BP. Фридман и его партнеры из «Альфа-групп» за 25% нефтяной компании получили тогда почти $14 млрд. LetterOne Holdings для инвестиций досталось даже больше – $15,36 млрд.

В 2015 г. общая прибыль LetterOne Holdings составила $15,8 млрд, при этом львиная доля этой суммы – $14,7 млрд – приходится на дивиденды от дочерних компаний, говорится в документе. Годом ранее прибыль была $10 млрд, из них $5,3 млрд – дивиденды.

Первоначально именно LetterOne Holdings осуществляла все покупки. В 2014 г. она владела 10 дочерними компаниями, а инвестиции в них оценивала в $25,7 млрд. Но в прошлом году за ней остался только энергетический бизнес, а в созданную LetterOne Investment Holdings S.A. перекочевали все остальные активы – в телекоммуникационной и финансовой сферах, инвестиции в фонды прямых инвестиций и хедж-фонды.

В начале пути

Пока единственный актив L1 Energy – DEA Deutsche Erdoel. Основа компании – бывшая RWE DEA, купленная в марте 2015 г. А в октябре к ней добавилось норвежское подразделение E.On. Компания работает в 17 странах, основные активы – в Германии, Норвегии, Великобритании. Добыча в 2015 г. – 114 000 барр. н. э. в день. Исполнительный председатель совета директоров L1 Energy – бывший гендиректор BP лорд Джон Браун.

Так, например, из отчета следует, что в ходе реорганизации LetterOne Overseas Investment Holdings Ltd направила в LetterOne Holdings $10 млрд. Из них $8,9 млрд – неденежные транзакции, связанные с переводом активов, объясняет источник, близкий к L1. Еще $3,1 млрд LetterOne Holdings получила наличными из средств, которые одна из ее структур держала на депозите. Деньги понадобились на покупку DEA, сумма сделки составила $5,1 млрд. В целом, по подсчетам «Ведомостей», в 2015 г. LetterOne Holdings получила $253 млн дивидендов. Сама компания не платила дивиденды акционерам в 2015 г., уточняет близкий к L1 человек. Представитель группы отказался от комментариев.

Прибыль в $15,8 млрд очень большая для такой компании, как L1, говорят аналитик «Уралсиб кэпитал» Алексей Кокин и директор Small Letters Виталий Крюков. В отчете показаны финансовые потоки лишь одной структуры группы, это не дает представления о финансовом положении группы, для этого нужно смотреть консолидированную отчетность, говорит Грязнов.

Основная сфера интересов L1 сейчас приходится на зарубежные активы, отмечает директор московского офиса компании Urus Advisory Алексей Панин. Цель L1 – международная экспансия, согласен Кокин. Сам Фридман тоже говорил, что его интересует бизнес, не ограниченный только одной страной. С учетом прошлого опыта инвестирования, разрешения корпоративных конфликтов у L1 есть шанс создать хороший бизнес за рубежом, добавляет Панин. К тому же все интересные крупные активы в России уже распределены, продолжает он. Фридман говорил, что не планирует участвовать в приватизации «Роснефти» и «Башнефти».