Водители обманывают сервисы онлайн-такси в погоне за заказами
Те не теряют почти ничего, клиенты – несколько минут ожиданияНарастив долю рынка в России, онлайн-агрегаторы такси вроде Gett и «Яндекс. Такси» обнаружили, что сотрудничающие с ними водители иногда используют программы, искажающие показания GPS-системы и подменяющие координаты их автомобилей на карте.
Корреспондент «Ведомостей» нашел на форумах таксистов немало объявлений, предлагающих установить «фейковый GPS» на смартфон или планшет. Такое, например: «Установлю <...> Fake GPS, который работает вместе с приложениями «Таксометр» («Яндекс. Такси»), «Сити мобил», «Максим» и другими, которые запрещают использовать фиктивные местоположения». Один из авторов такого объявления рассказал корреспонденту «Ведомостей», представившемуся таксистом, что установка такого приложения, меняющего координаты, стоит 3500 руб.
Gett узнал о проблеме примерно год назад, говорит представитель компании. GPS-навигатор определяет местоположение телефона, а приложение Fake GPS сбивает ориентиры и задает новые – так, будто бы телефон находится в другом месте, объясняет он.
Часто, по словам представителя Gett, водители пытаются исказить свое местоположение в аэропортах, где всегда большая очередь из таксистов, ведь это самые выгодные для них заказы. В Gett заказы автоматически распределяются между водителями в зависимости от их близости к клиенту: тот, кто ближе всех, видит заказ первым. Часто люди вызывают такси, только приземлившись или получив багаж, – их-то и ловят водители, пытающиеся обмануть систему: чтобы получить заказ первым, такой водитель указывает себя максимально близко к потенциальному клиенту – к примеру, на взлетной полосе «Шереметьево», благодаря чему видит заказ первым – на несколько секунд – и может принять его. «На пользователях такие игры не сказываются, тем более что почти у всех сервисов такси предусмотрено бесплатное время ожидания», – заверяет представитель Gett.
Сталкивался с этой проблемой и «Яндекс. Такси», говорит представитель сервиса. Чаще всего приложениями-«обманщиками» пользуются московские таксисты: самый распространенный сценарий – брать заказы в аэропорту, стоя за его пределами и не оплачивая парковку, либо, сидя дома, брать заказ и, только получив, выезжать на него.
Эта история знакома не только агрегаторам такси, работающим в массовом сегменте, но и сервисам с более высокими тарифами. Например, Wheely (сотрудничает с фирмами, которые предоставляют автомобили бизнес- и представительского класса) полтора года назад обнаружил, «что некоторые водители подменяли себе локацию GPS и отлавливали более дорогие и прибыльные заказы из аэропортов», рассказывает операционный директор Wheely Ольга Королева. «По факту они не находились возле аэропорта – сидели дома или ездили по городу, но получали заказы, которые распределялись в этом районе», – добавляет она.
«Фейковый GPS» нужен только для аэропорта, чтобы не стоять на платной парковке, в городе он ни к чему, считает автор объявления, с которым поговорил корреспондент «Ведомостей».
Миллиарды на колесах
441 миллиард рублей
в такую сумму оценил российский рынок такси-перевозок в конце 2015 г. Аналитический центр при правительстве России
338000
такси было официально зарегистрировано в России на конец 2014 г. Из них 40 000 были подключены к «Яндекс. Такси», свыше 36 000 – к Gett (данные Аналитического центра при правительстве России)
Теоретически водитель мог бы с помощью такого приложения удлинить поездку и получить большее вознаграждение от агрегатора, говорит представитель Gett. «Но в нашем случае такой трюк не сработает: при закрытии поездки в приложении Gett используется не GPS, а другой механизм», – заверяет он.
Представитель Uber в России не стал обсуждать возможность использования водителями приложений, искажающих координаты. Но компания сталкивалась с такой проблемой на других рынках – например, в Китае: год назад об этом сообщало агентство Bloomberg со ссылкой на данные местных таксистов.
Они использовали две схемы мошенничества. Первая такова: водитель, сотрудничающий с Uber, приобретает взломанный смартфон, который поддерживает несколько телефонных номеров и, соответственно, несколько аккаунтов Uber. С одного номера водитель делает заказ как клиент, а с другого – принимает этот заказ как таксист. Такие «заказы» водители «обслуживали» по дороге на другие, реальные вызовы – например, «подвозили пассажира» по пути в аэропорт и получали за это доплату от сервиса. Вторая схема, которую использовали, по данным Bloomberg, китайские таксисты, выросла из практики Uber дарить клиентам первую поездку (компания считает, что таким образом повышает узнаваемость бренда). На закрытом форуме водитель запрашивает у мошенника-партнера фиктивную «первую» поездку, а тот заказывает ее. На самом деле поездка не выполняется, но водитель получает от Uber оплату по тарифу и еще бонус, который может быть втрое выше.
С подобными случаями опрошенные «Ведомостями» сервисы такси не сталкивались. Хотя таксист и сотрудник таксопарка в Нижнем Новгороде недавно признавались корреспонденту «Ведомостей», что с помощью специальных приложений ухитрялись заработать на поездках Uber, которых не было.
Российские агрегаторы такси неохотно отвечают на вопросы о том, как они выявляют случаи мошенничества и как борются с нарушителями правил. «Значительную часть удается отлавливать», – лаконичен представитель «Яндекс. Такси». Gett c начала этого года запустил систему «Анти Fake GPS», которая помогает бороться с обманщиками, рассказал представитель сервиса, но, как работает система, не раскрыл.
Главными возмутителями спокойствия Королева из Wheely называет водителей с устройствами под управлением операционной системы Android: на таких смартфонах и планшетах можно подменять навигационные данные, переключившись в режим разработчика. «Мы быстро обнаружили проблему и ввели защиту: после этого система, если определяла режим подмены локации, выкидывала водителя из приложения», – рассказывает она.
В подготовке статьи участвовал Антон Филатов