Нейросеть «Яндекс.Маркета» разберет гардероб

Онлайн-площадка надеется нарастить продажи одежды и обуви с помощью новых технологий
Торговая площадка «Яндекса» внедрила технологии, помогающие продавать больше одежды
Торговая площадка «Яндекса» внедрила технологии, помогающие продавать больше одежды / Е. Разумный / Ведомости

Крупнейшая российская торговая интернет-площадка «Яндекс.Маркет» разработала приложение, помогающее покупателю подобрать одежду, рассказал ее представитель. Приложение называется «Снимите одежду»: пользователь фотографирует интересующий его предмет гардероба или загружает картинку, а приложение ищет аналоги на торговой площадке. Найденную вещь можно купить, отложить или перейти на сайт площадки и прочитать отзывы других пользователей.

Для поиска используется технология компьютерного зрения, разработанная «Яндексом». Основа этой технологии – нейронная сеть, обученная на выборке более чем из 5 млн картинок, рассказывает представитель «Яндекс.Маркета». Приложение распознает, по его словам, около 150 предметов гардероба и более 250 их характеристик (цвет, стиль, фасон и др.).

«Сначала алгоритм определяет, что на фото – синий пиджак, вязаный свитер или, скажем, шорты в клеточку. Бывает, в кадр попадает сразу много вещей – тогда он выбирает для поиска одну или несколько основных», – объясняет представитель компании. Если на снимке, например, синий пиджак, то алгоритм сравнит с ним все фото синих пиджаков на торговой площадке и покажет наиболее похожие. Сравнением занимается другая нейронная сеть, которая обучена искать схожие картинки.

До недавнего времени бытовая техника и электроника были товаром № 1 по обороту на российском рынке онлайн-торговли: на них приходилось более трети этого рынка в денежном выражении. Но сокращение спроса на них в 2014–2015 гг. и рост интернет-покупок других товаров привели к тому, что по итогам 2015 г. на технику и электронику пришлось уже только 32,3% покупок в сети, а 35% – на одежду и обувь (данные Ассоциации компаний интернет-торговли).

Опыт узнавания

«Яндекс» тестирует модель распознавания на основе нейронной сети и в других проектах. В конце июня он добавил функцию распознавания автомобилей в мобильное приложение «Авто.ру». Для обучения нейронной сети компания использовала 6 млн фотографий – все снимки, загруженные на «Авто.ру» с момента запуска, в результате нейронная сеть выявила признаки, характерные для каждой модели авто, описывал «Яндекс» технологию в корпоративном блоге.

Интерес покупателей сместился в сторону товаров для дома, ремонта, детских товаров, одежды и обуви, говорил в мае 2016 г. «Ведомостям» гендиректор «Яндекс.Маркета» Павел Алешин. Еще в апреле товары для дома, дачи и ремонта впервые обошли по доле в выручке «Яндекс.Маркета» потребительскую электронику, которая лидировала несколько лет кряду. В I квартале 2016 г. в категории товаров для дома и дачи у «Яндекс.Маркета» стало на 37% больше уникальных посетителей, чем за год до этого, а в категории электроники – на 1,5% меньше, говорил представитель компании. Как изменилось количество заходов на страницы, где продаются одежда и обувь, он не сказал. Но благодаря приложению «Яндекс.Маркет» нарастит количество пользователей и покупок, надеется он.

Люди, ищущие модные товары, ведут себя совсем иначе, чем, например, покупатели электроники, говорит представитель онлайн-продавца одежды, обуви и аксессуаров KupiVIP.ru (продает их в том числе и через «Яндекс.Маркет»): приобретает значение множество аспектов, зачастую иррациональных. А женщинам, по наблюдениям KupiVIP.ru, «очень важно иметь непохожие, оригинальные вещи, это еще один ограничивающий фактор». Тем не менее у сервиса «Снимите одежду» хорошие перспективы с точки зрения «практичных покупок, когда цена изделия – решающий момент», считает представитель KupiVIP.ru.

У Ozon.ru поиск по фото тоже появится, предполагает его веб-директор Михаил Осин: покупатели хорошо воспринимают удобные нововведения, например, если совсем недавно абсолютное большинство запросов делалось с помощью физической клавиатуры, то сейчас все чаще используются альтернативные варианты – от голосового поиска до поиска по изображению. «Покупателям это удобно, а значит, положительно влияет и на конверсию», – рассуждает он.