Минсельхоз может ограничить импорт виноматериалов
На их ввоз могут увеличить пошлину или вовсе наложить запретМинсельхоз может увеличить пошлину на ввоз виноматериалов в Россию или полностью запретить их импорт через 5–7 лет, заявил министр сельского хозяйства Александр Ткачев на заседании правительственной комиссии по вопросам развития агропромышленного комплекса (его слова приведены на сайте правительства). Готовится соответствующий проект постановления правительства. Принята будет только одна из этих мер, какая именно – пока не решено, уточнил представитель Минсельхоза. Ограничение импорта создаст стимулы для закладки виноградников, которую сейчас сдерживает ввоз дешевых виноматериалов, объяснил он.
Виноматериал – это основа, из которой виноделы делают вино. Сейчас на него установлена ввозная таможенная пошлина от 5 до 14,4%, говорит представитель Минсельхоза. Насколько она может быть повышена, он не уточняет.
Подготовить проект постановления Минсельхозу поручил премьер-министр Дмитрий Медведев, заявил Ткачев на заседании правкомиссии. Представитель вице-премьера Александра Хлопонина (курирует в том числе алкогольную отрасль) отказался комментировать инициативу до тех пор, пока не готов проект постановления; представитель вице-премьера Аркадия Дворковича (куратора сельхозиндустрии) от комментариев также отказался.
Увеличение импортной пошлины на виноматериалы, как и закрытие рынка, может быть инструментом поддержки российской винодельческой индустрии наравне с субсидиями, продолжает представитель Минсельхоза. Сейчас, по данным министерства, Россия импортирует 17 млн дал виноматериалов – это треть от их общего потребления винодельческой индустрией. Нужно создать такие условия, чтобы производство из российского винограда стало выгоднее, чем из импортного виноматериала, говорит представитель Минсельхоза. Полностью заместить импорт виноматериалов реально, если до 2020 г. заложить 50 000 га новых виноградников, которые через 10 лет принесут 200 000 т винограда, считает он.
Через пять лет Россия сможет заместить только половину от ввезенного в 2015 г. виноматериала, считает гендиректор аналитического агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. Совокупное потребление виноматериала в России в 2015 г. составило 1,5 млрд л, говорит он, из них внутри страны было произведено около 300 млн л, т. е. только 20%. Но официальный импорт виноматериалов не превышает 200 млн л в год, все остальное – это фальсификат, с ним и нужно бороться в первую очередь, считает Дробиз.
Самая большая доля импортных виноматериалов у производителей игристых вин, говорит Дробиз и подтверждает директор ассоциации их производителей Алан Соколов. У некоторых производителей доля импортных материалов в производстве достигает и 90%, рассказывает Соколов. Импортные виноматериалы обеспечивают примерно две трети всех произведенных за год бутылок «Абрау-Дюрсо» – этот производитель закупает за рубежом до 70% сырья, говорит его представитель. Полный запрет или существенное ограничение импорта сейчас снизило бы производство вин в России, уверен он. «Абрау-Дюрсо» стремится производить вино из российского винограда, заверяет он, хотя сейчас это нереально – в России просто нет такого количества виноградников, чтобы собрать достаточный урожай, – но в перспективе возможно.
При регулярных инвестициях в посадку новых виноградников полностью заместить импортный виноград удастся не раньше чем через 10–15 лет, ссылается представитель «Абрау-Дюрсо» на данные Союза виноградарей и виноделов России.
Любые попытки ограничить ввоз иностранного виноматериала пойдут на пользу отрасли, не согласен управляющий партнер компании «Николаев и сыновья» (владелец винодельческой компании «Лефкадия») Михаил Николаев. «Лефкадия» тоже вынуждена закупать часть виноматериалов, но только у российских хозяйств, утверждает он. Главное, по его мнению, дать агропрому за эти 5–7 лет вырастить свой виноград.
В ближайшее время должно появиться множество фермеров-виноделов, потому что стоимость лицензий снизилась более чем в 10 раз, говорит член совета директоров «Шато ле гран восток» Елена Денисова. Таким образом, инвестиции, вложенные в отрасль, через 5–7 лет приведут к буму производства российских виноматериалов, считает она. Логично, что этих производителей нужно поддержать, хотя предпочтительнее были бы именно преференции для российского производства, а не запретительные меры, полагает Денисова.