«Газпром» против интегрированного контракта по «Силе Сибири – 2» с китайской CNPC

И тем не менее рассчитывает подписать соглашение в ближайшее время
«Сила Сибири – 2» на подходе
«Сила Сибири – 2» на подходе / ПАО «Газпром»

«Газпром» идет на Восток. Именно это делает газовый рынок все более и более глобальным», – объявил председатель правления концерна Алексей Миллер на годовом собрании его акционеров в четверг. По его словам, «Газпром» сделал коммерческое предложение по проекту «Сила Сибири – 2» своему китайскому партнеру CNPC. Предложение касается цены и профиля поставок газа в Китай. Если оно будет принято, то контракт будет подписан «в самое ближайшее время», рассчитывает «Газпром».

Однако монополия не считает приемлемым так называемый интегрированный подход к контракту, подчеркнул Миллер. Ранее представитель CNPC говорил «Интерфаксу», что компанию интересуют совместная добыча и реализация газа, а также участие в строительстве и управлении трубопроводом. Такие предложения «со стороны наших китайских друзей звучали в ходе последних переговоров», подтвердил Миллер, но «Газпром» будет поставлять газ в Китай по западному маршруту на основании основных условий, подписанных с CNPC в мае 2015 г. А они не предполагают совместной добычи, продажи и строительства.

Западный маршрут («Сила Сибири – 2») протяженностью около 2600 км нужен для транспортировки газа Западной Сибири до границы с Китаем. «Газпром» и CNPC обсуждают поставку до 30 млрд куб. м в год в течение 30 лет. Представитель CNPC не ответил на запрос «Ведомостей».

Первый пошел

В 2015 г. вступил в силу контракт «Газпрома» и CNPC по восточному маршруту – газопроводу «Сила Сибири». Поставки по этому контракту составят 38 млрд куб. м газа в год в течение 30 лет.

СNPC и раньше интересовалась участием в добыче газа, помнит ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин. На днях «Газпром» и СNPC подписали меморандум о сотрудничестве в области подземного хранения газа и газовой электрогенерации на территории Китая. Возможно, китайская сторона захочет проявить принципиальность и не станет отступать, рассуждает Кашин. Вряд ли CNPC стремится заработать на интегрированном контракте, полагает президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев. Ее желание поучаствовать в строительстве и эксплуатации магистрали скорее способ показать партнерам, что можно строить дешевле, и в итоге снизить цену на газ за счет уменьшения затрат на инфраструктуру. «Газпром» может проиграть в цене, поскольку CNPC справедливо считает, что газ «Силы Сибири – 2» должен быть дешевле из-за большего транспортного плеча на территории Китая, согласен директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Предложение китайцев следует рассматривать как переговорную позицию, полагает заместитель гендиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач: ресурсная база в Западной Сибири подготовлена, даже финансовая помощь в добыче «Газпрому» там не нужна, построить и эксплуатировать трубу концерн тоже может самостоятельно.

Китай пытается реструктурировать энергопотребление – использовать больше природного газа и других экологически чистых энергоресурсов, заявил в четверг вице-премьер Госсовета КНР Чжан Гаоли (цитата по «Синьхуа»). Но спрос на газ в стране растет не так быстро, как ожидалось. А «Газпром» по инерции продолжает ориентироваться на высокие темпы роста потребления газа в Китае, которые под вопросом, указывает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. В докладе на собрании акционеров «Газпрома» Миллер сослался на прогнозы китайских специалистов, по которым в 2016 г. спрос на газ в стране превысит 200 млрд куб. м, а к 2020 г. приблизится к 300 млрд куб. м в год. Но Китай притормозил строительство четвертой нитки трубопровода Центральная Азия – Китай – по нему на запад страны поступает среднеазиатский газ, с которым придется конкурировать «Силе Сибири – 2», приводит пример Нестеров.

Еще одно преимущество в переговорах CNPC дают избыток производства СПГ и низкие спотовые цены на него в Азиатско-Тихоокеанском регионе. У «Силы Сибири – 2» сложная экономика, будущее проекта туманно, заключает Нестеров. «Похоже, ни одна из сторон не намерена спешить с подписанием контракта», – заключает Гривач.