«Трансаэро» еще полетает
Кредиторам разорившейся авиакомпании предложат создать новую, чтобы вернуть часть потерянных средств«Создать небольшую авиакомпанию с нуля можно с небольшим стартовым капиталом – от $500 000 (31,9 млн руб. по текущему курсу). Для организации чартерных перевозок нужно минимум три судна», – говорит Пантелеев. А, например, льготный лизинговый платеж ГТЛК за SSJ100 – около 8 млн руб. в месяц. Если банки согласятся на предложение, парк можно формировать из российских самолетов SSJ100 и МС-21, сказал источник «Ведомостей». Несмотря на снижающиеся перевозки, возможности войти на рынок есть: перевозка китайских туристов в Россию – перспективная и динамичная ниша, добавляет Пантелеев.
Практика банкротств авиакомпаний по всему миру показывает, что перезапуск компании, реструктуризация кредитов и их конвертация в акции – практически единственный шанс для кредиторов вернуть свои деньги. Рассматриваются возможности перезапуска «Трансаэро» или создания новой авиакомпании», – рассказал представитель авиакомпании.
«Трансаэро» была второй авиакомпанией в России, к сентябрю 2015 г. она накопила 250–260 млрд руб. долгов; с 26 октября Росавиация аннулировала ее сертификат эксплуатанта, в декабре введено наблюдение. Основными владельцами компании были супруги Ольга и Александр Плешаковы. В концу марта, когда Плешаков получил пакет супруги, у него было 59,48% акций.
«Бизнес-моделей [нового перевозчика] несколько, они дорабатываются для демонстрации банкам-кредиторам, конкретных сроков нет. Предполагается, что часть долгов будет конвертирована в акции или банки-кредиторы станут акционерами новой авиакомпании и выдадут средства на начало операционной деятельности, примерная сумма для старта – 6 млрд руб.», – поясняет источник в «Трансаэро». Долг «Трансаэро» перед банками – около 90 млрд руб. Какую часть авиакомпания предлагает конвертировать, как организовать график погашения оставшейся суммы, собеседник не говорит.
Пример из США
В 2005 г. вторая авиакомпания США Delta объявила о банкротстве из-за долга в $20,5 млрд. Пришлось продать часть активов, оптимизировать флот, сократить персонал. К 2007 г. долг стал $3 млрд, компания вышла из банкротства.
Предполагается ли участие Плешаковых в новом проекте, тоже не ясно. Источник «Ведомостей» утверждает, что создание нового перевозчика – идея менеджмента, а не владельцев. Плешакова не ответила на вопросы в Twitter. «Если Плешаковы будут участвовать в проекте, то после всего произошедшего доверия к нему большого не будет», – считает руководитель аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
«Договориться со всеми банками перезапустить «Трансаэро» не получится – их слишком много, плюс у авиакомпании операционные долги, за топливо и аэропортовое обслуживание – это свыше 15 млрд руб.», – сомневается крупный кредитор «Трансаэро». «МКБ готов рассмотреть разные способы реструктуризации, не исключаем конвертации долга в акции «Трансаэро», пока предложений от руководства авиакомпании не поступало», – ответила пресс-служба банка на запрос. «Банк не получал официальных предложений от авиакомпании», – сообщила пресс-служба Альфа-банка. Представители ВТБ и Новикомбанка от комментариев отказались. Сбербанк, Газпромбанк, «МТС банк», Промсвязьбанк на запросы не ответили. «Банкам предлагается стать акционерами компании почти без активов, которой потребуются многомиллиардные инвестиции. Это бесперспективно», – резюмирует ведущий научный сотрудник Высшей школы экономики Федор Борисов.